На крыльях маленьких колес
Черновой вариант статьи в журнал Потребитель, спортивный выпуск, весна-лето 2002
Редакция 2. Улучшено и дополнено.
Варианты названия статьи (лучший вариант ВЫДЕЛЕН -=*:*=-):
ВМХ как он есть.
Катаясь с железом.
Катания для души.
Велосипед для души.
Мечта для всех и каждого.
Окунись в велосипед.
Зачем нужны маленькие колеса?
-=*На крыльях маленьких колес.*=-
Что такое ВМХ? Это сокращение английских
слов (Bycicle-Moto-Exctream Байсикл-Мото-Экстрим),
которые можно перевести как, Велосипедный Экстрим,
подобный Мотоциклетному. Так обозначают велосипеды
небольшого размера, с маленькими, но очень прочными колесами,
рамой небольшого размера, но еще более прочной и рулем,
похожим на руль от велосипеда КАМА.
С первого взгляда может показаться, что подобные велосипеды
предназначены только для детей и подростков. Однако это
не так. Конечно, и первые и вторые легко могут кататься на
них. Но не меньшую радость может доставить катание на подобных
велосипедах и взрослым людям.
Общеизвестный факт, что море удовольствия можно от катания на обычном
велосипеде, типа Украина. Ставшие модными сегодня горные велосипеды
со скоростями делают катание еще более приятным. Однако, как бы странным
это не казалось, катание на велосипеде типа БМХ - уменьшенной в полтора раза
копией горного велосипеда, без скоростей, но гораздо более
прочной, с надежными тормозами и очень удобным рулем, может дать
Вам совершенно незабываемые впечатления.
Воистину, БМХ является кульминацией развития велосипедного
спорта. Дело в том, что есть очень много различных типов
велосипедов:
Шоссейные - для гонок или просто поездок по шоссе.
Трековые - для гонок по треку.
MTB - для езды по пересеченной местности. Прыжки и перевороты в
воздухе тоже допускаются. Этот тип байка получил в Москве и ближайших
окрестностях наибольшее распространение.
Детские - для детей. С 4, 3 и двумя колесами.
Прогулочные - для небольших прогулок, поездок в магазин. Они бывают
складными. Хороший синоним - деревенские. Типичные
представители - "Салют" или "Украина".
Туристские - для велосипедного туризма - они похожи на
шоссейные, только прочнее и оборудованы багажниками для рюкзаков
и прочих походных принадлежностей.
Городские - для поездок по городу и похожи на прогулочные. Бывают
складными. Иногда одну и ту же модель велосипеда могут называть
и прогулочной и городской. Основное отличие городских велосипедов - меньший
размер колес. Типичный городской велосипед - "Кама".
BMX тоже бывает разных видов. Некоторые из них предназначены для
акробатической езды по городу или ровной площадке (этот тип езды называется
flat или flatland - на соревнованиях по флетленду на таких велосипедах
танцуют под зажигательную музыку на ровной площадке выписывая замысловатые
па и пируэты, демонстрируя при этом чудеса эквилибристики) или по
специально подготовленной сильно пересеченной местности с нарытыми
особым образом трамплинами, похожими на двугорбых
верблюдов (race рейс (англ.) катание (если трасса кольцевая и не
очень сильно пересеченная) или dirt (англ.) - грязь (если трасса
состоит практически из одних довольно
крутых трамплинов и виражей (контруклонов)). Другие (vert - вертикальный
уклон) для катания, прыжков, поворотов и подобной акробатики
в рампах - больших U образных половинах трубы до 4-7 метров высоты и
до 12-50 длины. Примеры подобных сооружений можно увидеть в Москве
под трибунами на гребном канале в Крылатском - метро "Крылатское" - около
горнолыжного клуба "Кант", у станции метро "Нагорная" и у
кинотеатра "Эльбрус" - метро "Кантемировская". Есть еще один тип
велосипедов ВМХ, для катания по сильно пересеченному городскому
пейзажу, с прыжками с лестниц и на низ, элементами
скольжения по граням и перилам называемый стрит (street - англ. улица).
Он отличается довольно большой технической сложностью и подразумевает
большую агрессивность, экстримальность катающего.
Надо заметить, что хотя БМХсу присуща довольно большая
универсальность, для всех этих видов катания существуют свои, специально
заточенные, типы велосипедов, отличающиеся в мелких деталях, не
заметных непосвященному взгляду. Однако глаз опытного БМХсера сразу же
отметит эти различия и без ошибки определит, каким стилем катания больше
всего любит заниматься владелец железного коня. Например, диаметр оси колес
БМХ для флета - 10мм, а для дерта - 14 мм. Дертовые БМХы прочней флетовый
и тяжелей их. Вообще, вес БМХа обычно лежит в пределах 10-18 кг. Этот вес
зависит от наличия дополнительного оборудования, материала рамы, предназначения
конкретного велосипеда. Вообще, на одном таком велосипеде могут кататься все
члены семьи, начиная с делей 7 лет (опускается седло и руль регулируется в
положение ближе к седлу) и кончая взрослыми людьми, возрастом за 40 лет и весом
под 100 килограмм. БМХсы почти неубиваемые велосипеды, в отличие от плюшевый
китайских поделок со скоростями, которые можно купить за те же 200-250 долларов.
Чтобы не утомить читателя, мы не будем подробно описывать те или иные
типы БМХсов, скажем только одно правило. Чем более дорогие
модели БМХсов Вы видите, тем сильнее они заточены под тот или
иной стиль катания. Стоимость самых дешевых БМХсов - около 150 долларов.
Однако, оптовая цена таких велосипедов - 80 долларов. Вы можете купить такой
велосипед по оптовой цене, обратившись, например, к Сержу (SERG) из Велозоны.
www.velozona.ru
Это, например, простейшие модели Атом. Или знаменитая модель Старк Даггер,
на которой катается половина Москвы (данные на середину лета 2002 года), в
силу своей дешевизны. Дорогие велосипеды могут стоить около 1 тысячи долларов.
Почему же БМХ, по нашему скромному мнению, является кульминацией развития
велосипеда? Дело в том, что он дает катящему на нем человеку практически
полную свободу передвижения. Движение велосипедиста на обычном шоссейном
велосипеде можно сравнить с двухмерной компьютерной игрой. Он привязан
к своему шоссе. Горные велосипеды похожи на трехмерные игры - они
позволяют катать по очень сильно пересеченной местности с довольно большой
степенью комфортности. Однако, БМХ открывает нам четверное измерение.
Дело в том, что горные велосипеды для достижения комфорта своего владельца
оснащаются множеством сложных устройств. Передние амортизационные вилки,
стоимостью от 100 до 2000 долларов (но не менее 300 за хорошую, если Вы не
попали на распродажу, где 500 долларовые вилки уступают за 250 - такие
распродажи устраивает, например, Спортекс
www.sportex.ru
и тогда в течении 1-2 дней байкеры сметают с его полок все полюбившиеся им
модели),
переключатели передач стоимостью до 140 долларов, задние амортизаторы,
которые стоят 150-350 долларов. Еще нужно добавить системы управления
всеми этими устройствами, размещаемые обычно на руле, вело
компьютер с десятком различных функций, спутниковое навигационное оборудование
GPS,и вы поймете, что катание на таком велосипеде чем-то напоминает полет
на истребителе. Плюс задняя мысль о последствиях неудачного
приземления и поломки колесного обода стоимостью до 80 долларов.
А БМХ не имеет практически никаких устройств, кроме одного или
двух тормозов (некоторые любители дерта катают ВООБЩЕ без тормозов, тормозя
подошвами ног или заносом велосипеда). Он прост, как все гениальное.
Он похож на простой самурайский меч, форма и функциональность
которого отшлифовывались веками.
И, следует заметить, что, как и меч, для виртуозного владения собой, ВМХ
требует от райдера (так называют увлеченно катающихся на ВМХ) очень
высокого уровня владения, как своим телом, так и своим велосипедом (особенно,
если Вы решили катать без тормозов).
Вот почему, как правило, к пониманию сущности БМХ (а эта, на самом
деле, своя философия, своя культура, свой стиль жизни) приходят
не сразу. Многие велосипедисты, если они не были сразу
заворожены стремительным и волшебным катанием своих
более опытных товарищей, понимают суть этого маленького
велосипеда, только попробовав себя на обычном
горном велосипеде. Причем иногда этот процесс занимает несколько лет.
Но зато, когда человек понимает, что только на БМХ он может петь
песню своего тела (вольный перевод дословного
термина body language - язык тела, означающего контроль над
велосипедом с помощью сложных и весьма красивых движений тела, похожих
на зажигательный танец), уверенно управляя им в полете или в
повороте на вертикальной стене, не боясь упасть или сломать
дорогостоящее оборудование из-за неудачного приземления, то он
становится подобен птице - свободно летящей на крыльях своей мечты.
Текст для журнала редактировала Катерина Антонова.