Глава V

Социальные и природные факторы астрологического психоанализа

 

Социальные архетипы и психофизические состояния личности

   Мир в первом приближении состоит из триады Человек - Природа - Общество. Эта триада являлась объектом философских исследований и художественного творчества. Так Виктор Гюго посвятил раскрытию образа Человека - "Собор Парижской Богоматери", образа Природы - "Труженики моря", образу Общества - "Отверженные". Многочисленны и философские, религиозные и психологические исследования взаимоотношений Человека и Общества, в меньшей степени, пожалуй, исследованы отношения Человека и Общества с Природой (в этом отношении особый интерес представляют работы Л.Н.Гумилева). Рассматривая общие проблемы астрологического психоанализа и психотерапии относительно личности, не следует забывать о том, что человек в значительной степени подвержен влиянию как природных, так и социальных факторов, которые необходимо учитывать, прежде всего, при динамической фазе исследования гороскопа. К сожалению, эти разделы совершенно не разработаны в астрологической теории, поэтому можно только в общих чертах обрисовать авторский взгляд на указанные аспекты в теории астрологического психоанализа и психотерапии. Тем, не менее трудно отрицать влияние такого фактора, например, как воспитание, основанное на тех или иных традициях на формирование и развитие психического типа личности. Воспитание культивирует в человеке некоторую ограниченность принятыми в обществе правилами приличия и нормами поведения. При этом "В некоторых натурах конфликт между социальной конвенцией и подавленной природной спонтанностью так велик, что выливается в преступление, безумие или невроз, - вот цена, которую мы платим за преимущества общественного порядка. Эта фраза принадлежит известному психологу Алану Уотсу ("Путь Дзен", 1993).

   Другими словами, "...личная интеграция в большой степени зависит от способности социальной адаптации и участия, по крайней мере, испытывает ее глубокое влияние. И именно развитие социального чувства, чувства взаимообмена и взаимодействия с человеческой, а в пределе и с космической средой, связано с Юпитером. Нарушение юпитерианской функции могут выражаться в различных социальных комплексах и фобиях. Как всегда, главная причина этого - в страхе и ощущении бессилия против окружающих превосходящих сил, которое вызывает, по крайней мере, иногда чувство неполноценности" (Д.Редьяр "Планеты и личности, 1992 г. или "Астрологические указания на социальные комплексы" - "Астролог", Ё 12, 1996 г.).

   Рассмотренный в предыдущих главах структурно-динамический метод позволяет моделировать при помощи символических категорий индивидуальные психофизические состояния личности, определять их структурные и динамические особенности. То есть, рассматривать развитие индивидуального психологического типа во времени, его эволюцию. Человек, однако, развивается не изолированно. Его взаимодействие с другим человеком противоположенного пола, то есть, семейный аспект кратко рассматривается в разделе синастрий СДМ. Взаимодействие же человека с окружающей природной и социальной средой рассматривается особо. Общество существует на основе особых соглашений, договоренностей, правил и законов. В пределах этих общественных инвариантов реализуется личностный потенциал каждого человека - члена соответствующего общества. В тоже время человек является частью природы и естественный ход природного развития, его ритмика также сказываются на жизнедеятельности человека. Эти два фактора: природный и социальный являются ведущими (см. А.Уотс "Психотерапия: Восток и Запад", 1997 г.) в формировании природного и коллективного бессознательного. Сферы эти в астрологии изучены достаточно слабо. И в данной книге изложены только отдельные моменты связанные с взаимодействием триады Человек - Природа - Общество.

   Рассмотрим некоторые аспекты или составляющие социального фактора, участвующие в формировании социальных или национальных архетипов.

   1.Природный фактор. Здесь он рассматривается, как фактор влияющий на Общество, и через Общество на Человека. Непосредственное взаимодействие Человека и Природы рассматривается в следующем разделе. Одним из аспектов природного фактора, является, например, географическое положение страны проживания. Природные различия (климатические, орографические, гидрологические) определяют дифференциацию отдельных групп населяющих тот или иной район по культурным традициям, по преобладанию тех или иных типов производства и хозяйственного освоения территории. Так население полярных и приполярных областей с арктическим и субарктическим климатом, существенно отличается от людей населяющих равнинные области умеренного климата или социальных групп полупустынных и пустынных ландшафтов с субтропическим и тропическим климатом. Население равнинных, а также прибрежных территорий имеет жизненный уклад отличный от горских традиций. Городские и сельские жители также имеют свои социальные особенности и традиции. Таким образом природное разнообразие, различия в условиях существования определяют и социальную неоднородность населения. Принадлежность человека к той или иной группе также сказывается на его психофизиологических параметрах. В процессе своей эволюции, исторического развития общественные группировки вырабатывают во всех областях жизни специфические традиции, социальные архетипы в рамках которых существует каждый член этого общества. Социальные архетипы имеют широкий диапазон охвата, в пределах и под влиянием которого развиваются отдельные личности образующие этнос. Выход отдельной личности за пределы определенного историей развития группы людей инварианта, может привести к физической или психологической травме или гибели индивидуума. (Вероятно, в качестве примера можно привести фантастическое произведение А.Беляева "Человек-амфибия"). Поэтому образ нации, этноса в астрологическом психоанализе должен присутствовать в той или иной степени, как фактор вносящий национальную специфику в модель личности созданную на основе символических категорий.

   2.Религиозный фактор. Известны три наиболее влиятельные религиозные концепции: христианство, ислам и буддизм, в пределах которых существуют многочисленные направления и секты, часто обособленные. Этот фактор определяет особенности в менталитете и сознании людей различного вероисповедания, а также атеистов. Религиозная концепция которой придерживается личность, также является определенным социальным архетипом в различной степени проявляющийся в динамике психофизических состояний личности. Диапазон здесь достаточно широкий: от аскетизма и религиозного фанатизма до полного отстранения. Так или иначе, астрологические категории при анализе структуры гороскопа человека, придерживающегося того или иного вероисповедания, нуждаются в определенной коррекции, учитывающей специфику религиозного архетипа.

   3.Культурный фактор. Он связан с историей развития культуры и культурными традициями общества. Люди являются в подавляющем большинстве носителями культурных традиций общества членами которого они являются. Знание этих особенностей способствует достижению адекватности как в знаковом моделировании психофизических особенностей личности, так и на уровне различных сфер реализации жизненного потенциала, т.е. на уровне астрологических домов. Знания культурных особенностей так или иначе необходимы для реконструкции и прогноза отдельных жизненных ситуаций и событий.

   4.Исторический фактор. Определяется особенностями в культурном, хозяйственном, промышленном и т.д. развитии страны. Это как бы жизненный опыт нации, касающийся внутреннего развития и развития взаимоотношений с другими нациями, народами, государствами и т.д. В каждое время разные народы находятся на различных стадиях своего развития и это обстоятельство в астрологическом психоанализе и психотерапии следует также исследовать.

   5.Структура общественного или государственного устройства. Этот фактор также является значимым. Так в тоталитарных государствах, с различными формами диктатуры формируется своеобразный менталитет содержащий большую составляющую страха и ограничения свободы выбора личности. В условиях тоталитарного государства роль социального фактора может становиться решающей в формировании психофизических особенностей личности. Этот фактор активно и насильно внедряется в психосферу людей, образуя специфические психические комплексы, характерные для многих т.е. имеющие статус социального архетипа. Можно предположить, что в условиях тоталитарного государства особенно сложными, для существования, выживания и самореализации условия, становятся для ярко выраженных индивидуальностей, самобытных и необыкновенных личностей. А это связано в гороскопах с такими планетными конфигурациями как "чаша", особенно "чаша с ручкой", "праща". Большим потенциалом выживаемости в условиях диктатуры обладают те, у кого в гороскопах представлена конфигурация "брызги шампанского" или "локомотив". Эти люди не склонны высовываться из толпы и поэтому сохраняют большие шансы выжить и уцелеть.

   В государствах, характеризующихся демократическим устройством формируется иной социальный архетип, практически не ограничивающий самореализацию личности, и даже наоборот, способствующий этому. Наиболее одаренные и способные имеют больше шансов на достижение успеха и благополучия в демократическом обществе. Здесь особое значение в астрологическом психоанализе приобретает корректность определения способностей и сфер в которых природное дарование может появиться наиболее ярко и эффективно. Своевременная астрологическая диагностика позволяет в таком случае выбрать оптимальный вариант самореализации и достижения общественного успеха и личного благополучия.

   5.Национальные особенности. Под ними мы подразумевает специфику традиций бытового уклада, связанного с историей развития, географическим положением и т.д. Знание национальных особенностей приобретает особое значение при интерпретации, например, транзитных аспектов к натальным планетам в сфере событий формирующих бытовой пласт жизни личности. Например, одно и тоже событие может в зависимости от рассматриваемого фактора затрагивать, "проходить" по различным домам гороскопа. Так замужество для русской невесты можно рассматривать скорее как событие, связанное с освобождением (прежде всего от родительских связей) и обретением самостоятельности. Для французской невесты, замужество - это скорее потеря независимости и самостоятельности. Во всяком случае именно так эти события ими чаще всего воспринимаются. Одно и тоже событие, таким образом, будет моделироваться различными астрологическими категориями и будет связано с различными транзитными ситуациями.

   6.Важным фактором является и место человека в социальной структуре, которое он в силу тех или иных обстоятельств занимает в настоящее время. Из анализа гороскопа определяется наиболее предпочтительный социальный статус для человека и предлагаются варианты изменения существующего статуса если в этом есть необходимость. Это вариант психотерапии, позволяющий гармонизировать сферу взаимодействия Человека с Обществом. Так, например, Лев - прирожденный руководитель, во всяком случае де юре. И если он является "винтиком" в обществе, и ощущает себя таким, то это может стать причиной психического дискомфорта. Дева, же чаще наоборот, предпочитает быть "винтиком" в системе и жить подробно. Соответствие реального положения в жизни символическому социальному предпочтению по гороскопу является конечным звеном в психотерапевтической рекомендации.

   Указанные факторы часто действуют совместно образуя социальные архетипы, и поэтому, важно определять значимость каждого из них, то есть определить их иерархическую структуру относительно конкретного гороскопа.

   Таким образом, учет социальных факторов необходим при моделировании психофизических особенностей личности на основе символических категорий гороскопа. В этом случае коррекция социальных архетипов, характерных для родины человека с учетом их изменения во времени (например, Россия до 1917 года и после и т.д.) способствует большей адекватности символической модели в отражении психофизических параметров личности. Второй случай, требующий учета социального фактора, связан с переездом. Здесь начинают работать несколько гороскопов, связанных с релокационными гороскопами на места более или менее продолжительного или непродолжительного, но событийно насыщенного проживания. При этом события рассматриваются как физические мероприятия, так психические и духовные трансформации. Здесь важно построить адекватную иерархию ряда релокационных гороскопов. Выделить значимые и фоновые карты, и учитывать их в соответствии с полученным для каждого гороскопа статусом. Этот аспект также связан и с возможными психотерапевтическими мероприятиями. Так одним из способов решения материальных или духовных проблем является перемена места жительства. При этом изменяется структура домов в гороскопе человека, изменяется соотношение сфер реализации личности. Тонкий астрологический расчет позволяет найти варианты в которых релокационный гороскоп становится, во-первых, ведущим, а во-вторых, построенным в соответствии с алгоритмом решения тех или иных проблем. Со временем, меняется и знаковая система, вернее ее символическая окраска. Понятно, что образ русского Скорпиона, это не совсем тоже самое, что образ французского или эскимосского Скорпионов и т.д.

   В западной астрологической традиции социальный фактор связывается с конкретной личностью через принцип символического Юпитера. В зависимости от его астрологического статуса определяются возможности личности успешной реализации в социальной сфере. Транзитная развертка сферы Юпитера позволяет построить хронологию социального развития личности.

   Тем не менее в западной культуре с ее прагматизмом и индивидуализмом, астрология ориентирована прежде всего на личность, индивидуальность. Основа же астрологических представлений в западной астрологии связана, прежде всего с Солнцем (годовой цикл), символизирующим суть, основу личности. Поэтому положение Солнца в зодиакальном круге на дату рождения представляется существенным элементом в астрологических построениях и прогнозах. Солнце в кажущемся движении по небесной сфере совершает полный оборот за год, находясь примерно месяц в каждом зодиакальном знаке. В восточной культуре с ее ориентацией на общественные, социальные ценности и традиции основу астрологического моделирования представляет Юпитер символизирующий выбор человека, связанный с учетом социальных представлений о благополучии. Полный борот Юпитера вокруг Солнца составляет около 12 лет и значит в каждом знаке восточного Зодиака эта планета находится около года. Таким образом западная астрология более индивидуальна, а восточная более социальна в своих начальных постулатах. И динамику состояний ума, чувств т.е. души и тела человека восточная и западная традиции рассматривают в разных масштабах времени, под разными временными углами. Россия, впрочем, находится где-то посередине между Востоком и Западом, поэтому для нее, в разной правда степени, актуальны обе традиции. Кроме того, исследование социального фактора, следует, вероятно проводить в символических категориях восточной астрологии. Для исследования личности более предпочтителен западный вариант астрологических представлений. Но для более полной картины духовной эволюции личности, при этом, следует учитывать влияние социального фактора, корректный анализ которого возможен в категориях восточной традиции.

 

Природные архетипы и индивидуальные психофизические состояния

   Символические категории в астрологии тесно связаны с реалиями природного мира, на фоне и при тесном взаимодействии с которым происходит развитие человека и общества. Например, астрологические стихии - ОГНЯ, ВОЗДУХА, ВОДЫ и ЗЕМЛИ являются природными архетипами в которые реальное и символическое образуют своеобразное единство. Рассмотрим подробнее реальное и символическое во взаимосвязи психических и физических сфер человека с природными явлениями.

   Развитию природы присуще свойство цикличности. Основные природные циклы связаны с вращением Земли вокруг оси (суточный цикл) и ее движением по эклиптике вокруг Солнца (годовой цикл). Сразу напомним, что с этими же явлениями связаны и два круга - домов и знаков соответственно, в астрологическом символизме.

   В годовом цикле в соответствии с представлениями о полярности или диаде выделяются два важнейших состояния природы : зимнее и летнее. Эти состояния отождествляются с двумя символическими началами Инь и Янь и их аналогами в различных мифологических и философских представлениях. Динамика изменения зимнего и летнего состояния природы, их метаморфозы образуют четыре времени года: зиму, весну, лето и осень, которым в астрологическом символизме соответствуют четыре стихии: земли, воздуха, огня и воды, а в астрологической психологии основные психологические типы (темпераменты) личности: меланхолики, сангвиники, холерики и флегматики. Смена времен года наблюдаемая в природе не проходит бесследно и для человека. Более того, она является одним их факторов, определяющих динамику индивидуальных и коллективных темпераментов, настроений, состояний как физического, так и психического. Со сменой времен года связан характер движения витальной (жизненной) энергии человека. В соответствии со временем года в психологической сфере человека преобладающими становятся меланхолические, сангвинические, холерические или флегматические мотивы. В фоновом режиме они проявляются у каждого человека. У некоторых, наиболее подверженных внешним влияниям и впечатлительных натур они становятся преобладающими и могут доминировать над темпераментом соответствующим стихии солнечного знака. Так проявляется связь природных циклов с биологическими ритмами человека.

   Кроме того, природные явления такие, например, как восход и заход Солнца, дождь, гроза, снегопад, ведро, землетрясение и т.д. являются одновременно и событиями психологическими для тех, кто так или иначе в них участвует, например, наблюдает их. Более того, все мифологизированные природные явления, такие как наводнения (например, библейский всемирный потоп), солнечные затмения, засухи и т.д. - не столько аллегория самих объективных событий, сколько символическое (по определению Карла Густава Юнга) "выражение внутренней и бессознательной драмы души, которая улавливается через проекции, т.е. будучи отраженной в зеркале природных событий". Таким образом, реальные природные явления представляются некоторыми аналогами, природными архетипами психофизических состояний личности. Кроме реальных транзитных планет фактором динамики гороскопа являются следовательно природные события и явления, многие из которых также определяются зодиакальным положением планет. Так зима в северном полушарии связана с положением Солнца в знаках Козерога, Водолея и Рыб - астрономическая зима, или Стрельца, Козерога и Водолея - синоптическая зима. Астрономическое лето наступает с момента ингрессии Солнца в знак Рака, синоптическое иногда несколько раньше, а иногда позже этого срока и т.д. Таким образом конфигурации реальных планет, в частности положение Земли относительно Солнца проявляется в психических и физических особенностях личности не только непосредственно (это прежде всего принимается во внимание в астрологической теории и практике), но и опосредовано через паттерн природных событий и явлений. Изменения в окружающей человека природной среде, таким образом, следует учитывать при астрологическом анализе как фактор воздействия на гороскоп, и не только по сфере третьего дома, а в гораздо более широком диапазоне.

   Поскольку человек есть элемент природного мира, все процессы его жизнедеятельности, подобны происходящим в природе и имеют, как уже отмечалось общую причинную обусловленность, связанную прежде всего с положением Земли относительно Солнца. Поэтому естественны представления о гармонии, как о соответствии индивидуальных биологических ритмов человека той или иной цикличности природных событий. Например, в даосской традиции, видевшей гармонию физического и духовного начал в человеке достижимой не иначе как через единство с окружающей природой. Многие виды физического тренинга (гимнастики) или медитативные практики связывались с календарем, основанном на движении Солнца, Луны и Юпитера, на который проецировались психофизические ритмы человека, с которым связывалась динамика жизненной энергии - Цы-гун. Известен, например, комплекс "Четырех времен года", состоящий из четырех больших групп упражнений, определенным образом приуроченным к временам года. Сущность же философских представлений и искусства Дао заключалась в том, что при достижении гармонии физического и духовного в человеке и человека с окружающей природой (или природной средой, если от природы мало что осталось) происходит резонансное раскрытие заложенных в нем способностей, оптимально и эффективно реализующихся в различных областях человеческой деятельности, прежде всего творческой. Поэтому природный фактор в астрологической практике приобретает особое психотерапевтическое звучание, хотя в современной астрологии подчас игнорируется полностью. Этот фактор безусловно заложен в индивидуальном гороскопе соответствующим положением планет (см. выше), но реальный природный фактор может проявляться в жизни человека ярче и эффективнее чем это следует из гороскопа. К тому же проще учитывать непосредственные природные события, чем намеки на них выраженные планетными констелляциями.

   Уровень развития индивидуальных способностей человека, как уже отмечалось, особенно ярко проявляется в творчестве. Во многих художественных, музыкальных и литературных произведениях очевидно глубокое проникновение в сущность природных явлений, окрашенное сугубо личным эмоциональным восприятием, состоянием души.

"Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы"

   Осенняя фаза годового природного цикла глубоко созвучна индивидуальному психофизическому состоянию А.С.Пушкина, и не случайно болдинские осени - периоды максимальной творческой активности и реализации поэта. "...И с каждой осенью я расцветаю вновь". При этом отмеченные особенности в творчестве А.С.Пушкина связаны с оппозицией образованной солнечным знаком поэта (Овен) со знаком наступления осени в природе (Весы). Удачно найденная гармония в диаде (полярности) личного и природного, наполненная энергией оппозиции является причиной глубокого осознания поэтом своего единства и созвучия с окружающей природой, с различными аспектами ее проявления.

   В соответствии с принципом полярности знак Овна символически связанный с первым домом гороскопа отождествляется с личностью поэта, его "Я". Знак Весов символически связан с седьмым домом, это в общем виде - "Ты" ("Я" - "все остальное"). Так на основе диады создаются поэтически совершенные описания природы (где любимая поэтом осень соответствует седьмому дому) в которых она представлена как бы со стороны. Природа в творчестве А.С.Пушкина вынесена за пределы его творческого "Я" (по оппозиции), она предстает перед нами суверенной и независимой "Ты", а точнее "Вы", гармонично уравновешивающей "Я" поэта.

"Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнцу, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит!"

   В стихах С.Есенина природа живет иначе, своей неповторимой поэтической жизнью. Она в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно самому поэту, она поет и шепчет, грустит и радуется.

"Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил..."

   Или небольшой поэтический образ зимней природы:

"Хороша ты, о белая гладь!
Греет кровь мою легкий мороз!
Так и хочется к телу прижать
Обнаженные груди берез"

   В своем творчестве С.Есенин сливается с природой, достигая с ней полного духовного и физического единства и гармонии. Он с ней на "Ты". Солнечный знак С.Есенина - Весы. То есть природа выступает в его творчестве как воплощение самого себя по принципу соединения: "Природа - это Я". Поэтому если А.Пушкин обращается к ней на "Вы" и природа для него хрустальная мечта, принцесса - недотрога, то С.Есенин с природой в более близких, иногда даже в фамильярных отношениях. Она для него - "рубаха-парень".

   Сходным образом природные явления и события воплощаются в литературных произведениях самых различных жанров, в сказочном и мифологическом творчестве становясь таким образом достоянием человеческой психики, ее природными архетипами. По сути дела происходит вербальное моделирование динамики (диада огонь - земля, см. раздел "Об астрологической символике") проекции природных событий в сознании личности, его интеллектуальной (стихия воздуха) и эмоциональной (стихия воды) сферах. Иначе, это отражение структурой гороскопа, представленного на уровне символических стихий, стихий природных проявляющихся отдельными фрагментами природных событий или явлений.

   Природные архетипы находят свое отражение и в музыкальном творчестве: в музыкальных пейзажах, картинах моря, леса, разгорающейся утренней зари, зарисовках из мира животных и растений, в передаче всевозможных голосов природы (например, см. комплекс аудиокассет представленный в редакции журнала "Астрология"). Среди мастеров пейзажной звукописи следует прежде всего выделить Н.А.Римского-Корсакова. Музыкальные пейзажи композитора обладают не только редкостной яркостью и точностью изображения, но и поэтической одухотворенностью, глубокой лирической выразительностью. В тесном единстве с природой в музыке Римского-Корсакова выступают сказочные, фантастические образы, олицетворяющие, как правило, те или иные стихийные силы или явления природы (Мороз, Морская Царевна, Леший и др.). В операх "Снегурочка", "Майская ночь" музыкальными средствами утверждается справедливость и закономерность жизненных явлений - смены времен года, дня и ночи т.е. явлений связанных в астрологическом символизме с кругом знаков, стихиями и кругом домов. Проводится оптимистическая идея торжества естественных и благостных для природы и людей законов жизни, их единства и гармонии. "Снегурочка" выражает эмоциональное состояние человека в период ухода зимы и наступления весны: весенние мажорные ноты, светлый весенний колорит, аромат мечтательно-нежных чувств - таков весенний архетип представленный Н.А.Римским-Корсаковым.

   Зимние минорные настроения, состояния души, и вместе с тем - вера в преобладание солнечного, светлого над темными силами и колдовством зимней ночи выражены в опере Римского-Корсакова "Ночь перед рождеством". В холодном воздухе разлита трепетность мерцаний и зимняя струистость лучей, связующих безбрежное звездное пространство с морозной ночной застылостью земли. На фоне тихо колеблющихся звучаний рельефно и выразительно скользят красивые фразы созерцательной валторны и ласкового кларнета. Звездность неба, морозность воздуха, серебристость ночного света, искристость снежной пелены - воплощены в симфонической поэме-вступлении к "Ночи перед рождеством".

   Симфония П.И.Чайковского "Зимние грезы". Основной круг ее образов связан с впечатлениями от русской природы, картины зимнего пейзажа перекликаются с задушевными думами и чувствами человека. Природные образы музыкальных произведений ассоциируются с суриковскими, саврасовскими, левитановскими полотнами, литературными описаниями природы в творчестве Пришвина, Гоголя, Есенина. Подобно Левитану, Чайковский выражает печаль зимнего пейзажа не густыми, мрачными, а лирическими светлыми красками, мажорными созвучиями в которых просматриваются грядушие весенние мотивы (как бы от саврасовского полотна "Грачи прилетели"). Романс Чайковского "Благословляю вас, леса" также наполнен внутренней гармонией, чувством единения души человеческой с миром природы. В цикле песен композитора есть серия весенних - "Весна" ("Травка зеленеет..."), еще одна "Весна" ("Уж тает снег..."), "Весенняя песня", "Цветок". С миром осенней природы и осенних настроений связаны "Лирическое интермеццо", "Осень", перекликающиеся с "Осенней песней" из фортепианного цикла "Времена года". Зимняя пора отражена, например, в песне "Зима", летняя - "Мой садик". Настроения, состояния души, соответствующие фазам природы, отражены также, например в оратории И.Гайдна "Времена года" и в одноименном четырехчастном цикле А.Вивальди и во многих других музыкальных произведениях различных авторов.

   Наряду с этим в суточном цикле, обусловленном вращением Земли вокруг оси, выделяются также четыре природных явления: утро, день, вечер, ночь которые также могут символически отождествляться с весной, летом, осенью и зимой годового цикла. Таким образом, просматривается некоторое природное единство в круге знаков и круге домов в гороскопе. Природные события суточного цикла также находят свое отражение в литературе, музыке, других видах искусства.

   В годовом цикле развития природы умеренного пояса, кроме четырех времен года, выделяются 12 фаз природных типов (12 месяцев года, связанных с лунным циклом - 27 и 29 дней и положением Солнца в знаке Зодиака - примерно 30 дней), сопоставимыми с двенадцатью зодиакальными психологическими типами личности. Эти градации подразделяют символические стихии на три знака и природные времена года на три месяца. Эти природные периоды также проявляются в индивидуальном творчестве и отражаются в музыкальных и художественных произведения проходя через душу творческой личности. Фортепианный цикл "Времена года" Чайковского охватывает, например, круговорот, закономерно, в соответствии с движением Земли вокруг Солнца, меняющихся картин природы и человеческой души, воплощенных в виде двенадцати поэтических миниатюр. Например, "Осенняя песня" цикла - образ октября (Солнце в знаках Весов и Скорпиона) и т.д.

   В этом разделе нет готовых рецептов поскольку сама тема является мало исследованной. Материал приводится в аспекте постановки проблемы исследования взаимодействия динамики гороскопа личности с динамикой природных событий и явлений. Подобное воздействие на индивидуальный гороскоп вероятно существует и со стороны общества. И это тоже нельзя не учитывать в теории и практике прогнозов развития личности. Но даже из сказанного можно сделать вывод о том, что несомненно существует реальная связь между четырьмя временами года, двенадцатью фазами в годовом цикле развития окружающей человека природы и двенадцатью психофизическими состояниями личности. То и другое явление в конечном счете обусловлены общей причиной - эклиптическим движением Земли вокруг Солнца. Отражаясь в физической и психической сфере человека те или иные природные события закономерно изменяют его психофизическое состояние: самочувствие и настроение. Поэтому при исследовании динамического аспекта в структурно-динамическом методе анализа гороскопа, при составлении прогнозов на основе реальных транзитных планет необходимо также учитывать фактор природной цикличности, в частности смены времен года и более тонкие месячные фазы изменений в природе.

   Можно предполагать, что любые индивидуальные ( личностные) творческие достижения связаны с моментами резонанса физического и духовного начал в человеке с природными ритмами. Проявляться в гороскопе личности это может по разному. У А.С.Пушкина, например, таким образом создается тригон стихий который является в астрологическом символизме критерием его вдохновения в природе. Сам поэт по солнечному знаку - Овен (стихия ОГНЯ). Любимое время года осень (стихия ВОДЫ), ее начало связано со знаком Весов (стихия ВОЗДУХА) который образует с солнечным знаком поэта оппозицию. Это как один из возможных вариантов объяснений связи природного и личностного. Наверняка можно найти и другие, более корректные объяснения существующей связи в психофизическом состоянии человека с изменениями в окружающей его природной среде.

   Немного другой аспект той же проблемы. Многие видят в природе красоту, для многих она является источником вдохновения. По различным каналам, образы природы проникают в душу человека и не стоит противиться этому. Потому что из этого следует возможность реального оказания психотерапевтической помощи личности в регуляции, коррекции жизненной энергии (Ци) путем целенаправленной настройки на вибрации благоприятных природных архетипов. В этом контексте могут быть использованы как профилактические медикаментозные средства комплексы гимнастических упражнений (Ци-гун) в соответствие со временем года, именно при таком соответствии их эффективность оптимальная. Существуют и другие методы саморегуляции, психотерапии психического и физического состояний. В их числе прежде всего непосредственные природные объекты - ландшафты и события, которыми можно любоваться круглый год, вносить позитивные изменения в личностную психофизическую сферу. Кроме этого существуют (а значит, это кому то нужно) воплощенные природные образы (архетипы) в литературных произведениях, музыке, живописи и при помощи которых активизируются те или иные психофизические состояния. Они являются великолепными объектами медитации с целью создания образов с помощью которых в более полном объеме и глубине познается жизнь, достигается состояние единства с природой и космосом, состояние внутренней гармонии и благополучия. А именно это и является целью астрологического психоанализа и психотерапии.

   Человек чаще всего познается через природные категории - стихии: огонь, воздух, вода и земля в западной традиции; огонь, вода, земля, металл, дерево в восточной традиции. В символике друидов человек, например, моделируется (при сопоставлении его, в соответствии с датой рождения) образами определенных растений. Возможно это перспективное направление в плане исследования природного фактора и его влияния на психофизические характеристики личности.

 

[Оглавление]

 

[Пишите мне]

[Главная страница сайта]

 

TopList