Глава III

Структурно-динамический метод астрологического психоанализа
(теория)

 

1. Базовые символические категории

   Основные базовые символические категории в астрологии - это стихии, знаки, дома, планеты и аспекты. Кроме этого в некоторых школах для создания астрологических образов или моделей психологических типов личности привлекаются фиктивные планеты и точки. С определенной символикой связаны и сами градусы Зодиака (см. Полное справочное пособие по астрологической символике градусов Зодиака, 1996 г.). Но пожалуй важнейшая категория и одновременно принцип (полярности) астрологического символизма - это диада.

   Символические категории позволяют с различной степенью детализации моделировать психофизическое состояние в естественной цепочке: человек - ...(семья, нация)... - общество.

   Поэтому лучше всего начать с Зодиака.

 

ЗОДИАК

   Зодиак - это система отсчета. По ней отсчитываются периодические природные события: сутки, месяц, год. По ним же отсчитываются и социальные и индивидуальные события. Индивидуальные события - это закономерная череда возможных для каждой личности психофизических состояний. При этом в одном состоянии все может идти "на ура", а в другом может все из рук валиться. Следовательно психофизические состояния связаны с определенными событиями. В одном состоянии человек может совершить то, что ему не удастся сделать в другом. Следовательно психофизические состояния проявляются событийно: мысли и настроения материализуются в поступках и делах. И следовательно события также можно отсчитывать по зодиакальной шкале.

   Зодиак - это путь кажущегося движения реальных планет вокруг Земли (геоцентрическая система) или Солнца (гелиоцентрическая система) и одновременно символическая система координат. В астрологии чаще всего используется птолемеевская геоцентрическая система. В гороскопе Зодиак представлен двумя, наложенными друг на друга кругами: круга знаков и круга домов. Первый образуется от кажущегося годового вращения Солнца вокруг Земли по орбите, условно разделенной на 12 (в настоящее время) равных угловых секторов, имеющих названия эклиптических созвездий. Этот круг символизирует заложенные в человеке возможности психические, физические и духовные. Второй круг - круг домов образуется от суточного вращения Земли вокруг своей оси. Этот круг символизирует различные сферы реализации заложенных способностей.

   Если воспринимать Зодиак просто как систему отсчета (обычные часы), то при этом подходе человек не зависит от Зодиака и свобода его выбора им не ограничивается. Другая крайность в подходе к Зодиаку - это если считать, что Зодиак определяет и задает все, что происходит с человеком в жизни. При этом определяющим фактором становится фатальная неизбежность, а свобода выбора человека абсолютно отрицается. Была у человека свобода выбора, да сплыла. Рок правит балом. Что хочешь, то и делай но будет: "Хотели как лучше а получилось как всегда". Но это две крайние точки зрения (диада, см. ниже) на Зодиак. Но как говорил А.Невский: "Силен враг, но бог не в сим, а в правде". А правда, истина чаще всего бывает где-то посередине. Но в любом случае, если мы даже не можем изменить ситуацию (фатальная неизбежность), то обычно можем изменить свое отношение к ней (свобода выбора). Это исходная аксиома для понимания того, что счастье, жизненный успех в нас самих и искать его надо в себе, для себя и других.

 

ДИАДА

   Это начальное звено в символической классификации, содержащее в себе принцип единства противоположностей, на которых построен мир. Собственно этот принцип полярности является начальным или первичным в классификации психологических типов. Градация диады в психологическом анализе естественным образом связана с мужским и женским началами. Физиологическими различиями существующими между мужчинами и женщинами определяется происхождение двух наиболее общих психологических категорий, позволяющих определять в конкретном психологическом типе соотношение мужского и женского компонентов или ИНЬ и ЯНЬ в восточной традиции. Все существующее человечество таким образом прежде всего делится надвое. Образуются две своеобразные группы существенно различные по физиологическим и психологическим признакам.

   Диада является не только начальным звеном в символической классификации психологических типов но и общим принципом или методическим критерием в системе астрологического анализа. Этот общий философский принцип, если его не доводить до абсурда является основой гуманизации астрологических представлений. Он позволяет принять в единстве и равноправии существование двух противоположных начал во всех психологических проявлениях и во всей жизни. Или, другими словами, отрицает приоритет одного по отношению к другому. Отсюда становится ясной и вся некорректность "основного" вопроса современной философии о первичности материи и сознания, мужчины или женщины, яйца или курицы и т.д. Принятие же приоритета одной из составляющих диады вносит элементы насилия в философию, представляющие основу ортодоксальной идеологии ненависти и вражды. Например, в материалистической философии приоритет материи по отношению к сознанию, ее первичность, нарушает естественную гармонию в восприятии мира, лишая ее адекватности из-за угнетения и недооценки духовной составляющей. Происходит материализация духа. В идеалистической философии приоритет отдается сознанию и основным в эволюции познания мира является процесс одухотворения материи. Эти две точки зрения в основном присущи западной философии, отражающей принцип - "разделяй и властвуй". В большинстве восточных философий противоположности разделяются, но уже для того, чтобы очевидней стало их неразрывное единство. Такая философская концепция (например, дзен-буддизм) исключает принцип насилия в теории и практике. Принятие того или иного приоритета в диаде женского и мужского начал, известно в истории человечества периодами матриархата и патриархата. Довольно наглядно особенности реализации этой диады проявляются в семейных отношениях, в которых присутствует категория "главы семьи". Так или иначе, приоритет, это нарушение равновесия и гармонии в диаде, отражающий появление потенциала насилия и вероятности борьбы между составляющими диады.

 

СТИХИИ

   Это наиболее общие категории в астрологическом символизме, которые позволяют в первом приближении дифференцировать мужское и женское психологическое разнообразие в человеческом обществе еще на четыре составляющие каждое. В Зодиаке выделяют четыре стихии и отождествляют их с четырьмя первоэлементами из которых построен "весь мир людской". На этом уровне классификации психологических типов классическая астрология и психология еще сохраняют свое единство и взаимно однозначное соответствие. Так стихии ОГНЯ в астрологии соответствует ХОЛЕРИЧЕСКИЙ темперамент или психологический тип в психологии. Стихия ВОЗДУХА отождествляется с САНГВИНИКАМИ, стихия ВОДЫ - с ФЛЕГМАТИКАМИ, а стихия ЗЕМЛИ - с МЕЛАНХОЛИКАМИ.

   Подробное описание астрологических стихий можно найти в многочисленной астрологической литературе. Коротко можно отметить, что стихия ОГНЯ связана в астрологическом символизме с ДВИЖЕНИЕМ в самом общем толковании этого понятия. Стихия ЗЕМЛИ отождествляется с ПОКОЕМ или стабилизацией. Эти две категории отражают, таким образом, динамику или активность психологического типа. Стихия ВОЗДУХА отражает состояние УМА, а стихия ВОДЫ - ЧУВСТВ. Эти две категории в общем виде отражают структуру психологического типа.

   Итак, в первом приближении астрологический анализ психологии общества и личности сводится к делению на два и четыре и это позволяет определить соотношение логических и эмоциональных составляющих в конкретном мужском или женском психологическом типе (т.е. определить в первом приближении его структуру)и степень их подвижности или активности (т.е. определить в первом приближении динамические качества или моторику). Следует отметить, что символическая классификация на уровне стихий содержит в себе философский принцип диады или единства противоположностей: движение - покой, ум (логика) - чувства (эмоции). Собственно, человеческое сознание способно в тои или иной степени мыслить и чувствовать, покоиться (сон, кома и т.д.)и бодрствовать. Конкретное состояние сознания всегда можно однозначно вписать в данную систему отсчета.

 

ЗНАКИ

   Каждая категория стихии в астрологическом символизме имеет три ипостаси. Иначе говоря, делением каждой стихии на три получается 12 более дробных категорий - знаков, позволяющих с большей степенью детализации описывать и символически моделировать психологию человека и общества. В обществе, таким образом, иерархия психологических типов имеет следующую структуру. Мужской или женский психологический тип соответствующий диаде. Внутри каждого выделяются холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики сопоставляемые с определенными стихиями. В свою очередь внутри этих психологических типов выделяются еще три категории отождествляемые в астрологии со знаками Зодиака. При анализе психологии личности, подход иной. Если общество с позиций астрологического символизма подразделяется на все более дробные категории, то следует отметить, что личность моделируется, описывается всем Зодиаком, всем рассмотренным паттерном категорий. И их соотношение между собой определяет структуру психологического типа, графически представленного гороскопом. То, есть если последовательно начать с анализа общества по диаде, стихиям, знакам в пределе можно иметь конкретную личность, символически представленную синтезом рассмотренных астрологических категорий то, есть гороскопом или всем Зодиаком.

   Конкретные описания психологических образов знаков можно найти в многочисленной литературе. Поэтому отметим некоторые существенные моменты. Так в литературе, прежде всего приводятся описания знаков, которые можно назвать традиционными или, иными словами, отнести к каноническим. Однако, эти описания не следует понимать буквально. Они прежде всего являются основой для создания собственных образов знаков Зодиака. Эти последние, являются более тонким, по сравнению с классическими образами, способом интерпретации гороскопа и анализа его психологической структуры, поскольку являются результатом не только логических умозаключений, но и чувственной или медитативной практики.

   Двенадцать знаков Зодиака в психологии общества, позволяют дифференцировать человечество на 12 составляющих по психологическим различиям между ними. Однако, не стоит забывать о том, что эта операция является в значительной мере условной и обобщенной. При анализе структуры индивидуального гороскопа круг 12 знаков, образованный годовым движением Земли вокруг Солнца, отражает структуру и особенности потенциала жизненной (физической, психической и духовной) энергии. В то время, как круг домов, связанный с суточным вращением Земли вокруг своей оси, определяет сферы непосредственной реализации этого потенциала жизненной энергии.

   Если вернуться непосредственно к стихиям, то можно отметить некоторые особенности их структуры. Так стихия ОГНЯ включает в себя три знака: Овна, Льва и Стрельца. Другими словами, эти знаки объединены в одну стихию по характерным для каждого из них свойствам, связанным с образом огня, или волевыми аспектами в психологии человека. Основной принцип - самореализация. Это начало всех начал. В этом мире существует только то, что вписывается в алгоритм самореализации человека этой стихии, в то чего он желает, к чему стремится. Что не вписывается - то от лукавого. Но при этом между ними существуют и значительные отличия. Так, Овен "горит" для себя, Лев "горит" сам по себе, а Стрелец "горит" для других. Эти философские различия, проявляются и в развернутых в литературе психологических образах знаков. Но автор позволит себе привести некоторые вольные образы знаков, для остроты ощущений. ОВЕН. - Это рубахи-парни без особых затей. Скрытыми они только себе кажутся. На лицах все написано яснее ясного чего хотят. А если хотят, то здесь и прямо-таки сейчас - это тоже не самый большой секрет. Посторонись, замри окружающий, пусть Овен успеет сделать то, что хочет, пока не расхотел. Не успеет - жизнь с овчинку. А жизнь - борьба и только. А если не с кем? Что за беда. Был бы Овен, а с кем найдется. Сделал, подумал...Семь раз отрежь, а там видно будет! Кто не с нами - тот явно против. Ломать не строить. Авось пронесет. И кто не рискует - тот своей смертью. Сейчас все бросим и начнем. Лиха беда начало! А бывает что другое?! - "Немой вопрос в глазах". ЛЕВ. - Ублажит, одарит, осчастливит. Свысока. А на брудершафт не слабовато? По жизни прав, прав и только. Заметил - повезло. Не мойте руку...никогда. Чего хочет Лев - того хотят окружающие. Театр одного зрителя. Кто не прав? А я всегда прав, по определению. Аплодисменты. И если я здесь, значит вам это нужно. Снизошел. Бурные продолжительные. СТРЕЛЕЦ. - Эти ребята правду матку не утаят, поделятся сразу и по полной программе. Плести кружева интриг и лукавить это не про них. Они знают как надо и как правильно, и хотят, чтобы и другие знали. Стихия ВОДЫ включает знаки: Рака, Скорпиона и Рыб, объединенные образом воды или способностью к взаимосвязи с точки зрения психологии. Взаимодействие, прежде всего эмоциональное переходящее во взаимосвязь. Это все ребята парами. Глубина там немеряна, тихий омут. Но с шириной проблемы. Умом эту стихию не понять. Это стихия эмоций ("бояк"). При этом Рак переживает (боится) за себя, Скорпион (иногда ничего не боится, а иногда боится) за себя среди других, а Рыбы переживают ("боятся") за всех других. РАК. - Это мамочки или нянечки, или мамочкины дочки и сыночки. Семья для них первое дело. Но такие тоже нужны по жизни. СКОРПИОН. - Этим ребятам, просто палец в рот не клади - враз отхватят по самое некуда. За словом в карман - далеко, есть ближе. Скажут, хоть стой, если есть за что схватиться, а то падай. Взглянут, так будто им минимальную зарплату должен, не меньше. Но молодцы! РЫБЫ. - Эти ребята себе на уме и неплохо устроились. Сами себе огородили мир высоким забором, ноги сломишь. Шляпы с большими полями. Мы вас не трогаем. Вы по нам скучайте. Мечтатели. Час-пик, общественный транспорт, состояние близкое к коматозному. Душно. Пожалеть бы кого. Некого. Ну, тогда поплакать втихоря, что-ли. Как живут?! Грусть - тоска, а им хорошо: тепло и сыро. Забудем прошлое. Все едино. Нептун размазывает все, по времени и пространству. Мутная водица. Ни то ни се. Какой-то астрологический беспридел. Федорино горе с верой в светлое будущее. А на обиженных воду возят. Стихия ВОЗДУХА объединяет этим образом знаки Близнецов, Весов и Водолея, отражающие в психологическом анализе различные уровни взаимодействия. Принцип взаимодействия, по большей части ментального. Чтоб не пропасть по одиночке - возьмемся за руки, чтоб от тоски не скучно было. Фигаро здесь - Фигаро там. Общение легкое, и часто не назойливое. И только. Глубиной не отягащают ни себя не других. Широта же немеряна. Это стихия логики, мышления. При этом Близнецы думают ничего обо всем, Весы обо всем понемногу, а Водолеи - все ни о чем. БЛИЗНЕЦЫ. - "Пофигизм" спасет мир, по крайней мере от стресса. Эмпатия - это "круто". Все ни о чем, ничего обо всем. "Остановись мгновенье, ты прекрасно!" Ни за что! ВЕСЫ. - Все не так, ребята! Не гармонично, не красиво, не эстетично все. Засучиваем рукава и делаем все как надо. Но, с чего начать? С чего начать ребята? ВОДОЛЕЙ. - Ну, что ребята, пытаемся обрести почву под ногами? Спасение самих себя есть дело всех и каждого. Что-то эпоха ненашенская какая-то. Хоть похоже на Россию, все же это не Россия. Все не то, что надо. И вроде бы хорошо, да бывает лучше. А почвы под ногами нет, и не надо. Наднвайте ребята кафтаны с дырками от бубликов и шапки набекрень, чешите седьмую чакру, становитесь Иванушками-дурочками. Держите карман шире - это к везению. Скажите сыыыыыр! Ну и что? Посмотрите на себя. Не надо думать: "А не дурак ли я?" Лучше спросить других. Они то сомнения ваши прочь отошлют сразу. И скажут: " шизофрения полная, реинкарнации не подлежит!" А значит родились вы под знаком Водолея и уехала еще в детстве навсегда ваша "крыша". P.S. Говорят, что вообще все нынешнее поколение россиян почти поголовно будет жить при Водолее. Стихия ЗЕМЛИ, символизирует покой и сохранение. Это "надега". Все остальные стихии сюда можно сдать на хранение. Здесь "круче" чем в швейцарском банке. Но, Телец сохраняет все подряд как есть, Дева - сохраняет кое-что и приводит это кое-что в порядок, Козерог - хранит из приведенного в порядок, то что нужно (самое главное и необходимое). ТЕЛЕЦ. - Щедрыми и расточительными этих ребят можно назвать только весьма условно. Они не станут бросать деньги на ветер, даже если бросать будет больше некуда. Трошки для себя. Сколько смогу съем, остальное - надкушу. Эти знают где почем. Канарейку за копейку, чтобы пела и не ела. А на грош пятаков? Это непременно! Но вот уж если эти ребята чего захотели...Все. Армагеддон. Упрямства, как грязи в городе Глупове, вряд ли меньше. Настойчивы до самозабвения. Склоняются к самоутверждению в музыкальной сфере. Это слабость. От музыки тащатся, как бомжи от вокзала. Отсутствие слуха? А причем здесь это! Это не аргумент если хочется. А вот то, что хочется - это аргумент. Но если, что делать, так чтобы щепки летели непременно. Не в бровь, а чуть ниже. Ядреное и кондовое - это стиль, который в моде. Мода - это величина постоянная. Начать - проблема. Но если уж взялся, глаза горят, руки растопырины, шесть дыбом. "Ну-ка, отними!". Сам не бросит и другим не даст. Не верит, что у кольца только начало есть. Завершит начатое, хоть ты тресни. Даже себе на зло. Из вредности. На счет отмерить - это ребята старательные. Такой работы не боятся. Скажешь: "Да, режь же ты...!" А он будет мерить много раз по семь, чтобы времени на отрезать не осталось. Черный пояс по трудолюбию. Тугодум. Терпенье и труд все перетрут. По поводу ревности недоумевает, на аппетит не жалуется вовсе. Ласков местами, но в основном простоват. Ужасен в неприхотливости и страшен в гневе. ДЕВА. - "Нет мелочи!". Отнюдь. Это главное мерило. Основа всех основ и начало всех начал. Деталики, точечки, штришочечки. Из них, из мелочей состоит все буквально. Не поспоришь. Казнить, нельзя помиловать! Как много в этой фразе, куда ни двинь. Порядок. Лес за деревьями. Кому надо, тот увидит. А жить надо подробно. Себя показать - это не про них. Скромность - не порок. А педантизм? - сам дурак. По жизни - Мойдодыр! С требовательностью и придирчивостью все в порядке. Этого они и другим займут и у самих не убавится. Менталитету - выше крыши. Прощелкивают все варианты, "Щелкунчики". Трудотерапия - это их удел. Особенно любят толочь воду в ступе. В эмоциях неприхотливы и потребностей в них не испытывают. Зачем Деве баян? Порядок. Знают как надо правильно и от других скрывать не станут. И их пример другим наука, но боже мой, какая Дева! КОЗЕРОГ. - Кто здесь ребята, скажем поулыбаться последний? Что, никого?! Ну тогда я первым буду. Но ребята все эти очень серьезные. Не до смеха. Есть у них и поважнее в жизни дела. Вот так. Это схематичное описание структуры стихий, приводится лишь как пример общей схемы, которую каждый изучающий астрологию, естественно может наполнить собственным содержанием, собственными фантазиями и образами знаков на основе известных из классической литературы - базовых. Кроме того, и общие схемы могут быть у каждого свои.

   Знаки подразделяются не только по стихиям. В соответствии с диадой знаки также относятся к мужским и женским, то есть наделяются чертами мужских и женских образов. В карте знак Овна считается мужским, Тельца - женским, Близнецы - мужским, Рак - женским и т.д.

   Интересна классификация знаков в которой они относятся к кардинальным (Овен, Рак, Весы и Козерог), фиксированным (Телец, Лев, Скорпион, Водолей) и мутабельным (Близнецы, Дева, Стрелец, Рыбы). Главное чем они отличаются, так это степенью "упертости". Так кардинальные знаки очень настойчивы и решительны. Они идут напролом, и стоят до конца, как оловянные солдатики. Либо они одолевают проблему, либо она их, другие варианты - как исключение. В общем это ортодоксы. Фиксированные склонны к принятию более пластичных решений, они не ломают преграды и не ходят в лобовые атаки, а находят в соответствие с конкретной ситуаций оптимальные варианты эффективного решения проблем и преодоления препятствий. Мутабельные вообще предпочитают уйти от решения проблем либо обходя их за версту, либо вообще их не замечая. Это - "пофигисты". Это последнее является своеобразной защитой от многих жизненных проблем и стрессов, которые остаются в стороне от сознания мутабельных представителей рода человеческого.

 

ДОМА

   Круг домов, как уже указывалось образуется в результате суточного вращения Земли вокруг оси и последовательного прохождения в течение этого времени всего зодиакального круга. Создание образов домов при изучении астрологии необходимо, так как работа с ними позволяет связать воедино заложенные в человеке способности и возможности с условиями их проявления и реализации в жизни. Каждый домик - это часть нашей жизни. Все 12 домов - это вся наша жизнь, точнее 12 основных ее проявлений, сфер, ипостасей.

   В структуре круга домов четко проявляется принцип диады, единства противоположностей. Так первый и шестой дома образуют диаду одной крайностью которой является личность, индивидуальность, а другой - весь остальной человеческий мир. Это "Я" и "Они". Второй и восьмой дома образуют диаду собственности: своего и чужого (прежде всего имущества). Третий и девятый дома связывают воедино ближнее и дальнее окружение в широком понимании этого слова. Четвертый и десятый дома отражают две, существующие одновременно возможности преимущественного выбора в жизни человека между семейной жизнью - по желанию, и трудовой - по необходимости (или наоборот). Пятый и одиннадцатый дома отражают диаду связанную с возможностью самореализации личности в одном случае непосредственной (пятый дом) в другом случае через других, которые в случае успеха относятся к друзьям, а в случае неудачи считаются врагами. И наконец, шестой и двенадцатый дом отражают соотношение явного и тайного в жизни личности.

   В некоторых школах круг домов подразделяется на полусферы и квадранты которым придается то или иное символическое значение. На наш взгляд это, однако не всегда сочетается с холистической логикой астрологического символизма и нуждается в дополнительной проверке в современных представлениях и жизни.

 

ПЛАНЕТЫ

   Планеты это энергетические центры гороскопа. Именно характер их расположения в знаках и домах и отношения между ними, выраженное в форме аспектов определяет конкретные психологические и физические особенности личности.

   Отдельным планетам в астрологии придается определенный символический смысл, достоверность которого проверялась временем существования астрологических знаний пока не превратилась в традицию. В соответствии с современными представлениями Солнце отождествляется с творческим началом в человеке, представляется его основой, центром, отражающим высшее "Я" личности, ее натуру, индивидуальность, дух. Солнце - это натура. Бывает все пройдет, как с белых яблонь дым. А кому-то говорят: "Да ты совсем не изменился!" Вот то неизменное, что каждый проносит через пространство и время, свою неповторимость - это и есть оно - Солнце. На него и остальные планеты смотрят, ибо оно главное, центр. Главное, но не все. Все - это весь Зодиак. Луна отождествляется с функцией проявления солнечных принципов в реальной жизни. Это способность адаптироваться в реальных условиях, на поведенческом уровне к окружающим условиям, возможность поддерживать физическое и психологическое равновесие в обстановке существования личности. Хотеть мало, надо знать чего и другие хотят. А если они хотят совсем другого и их много? Невольно захочется конценсуса и не захочется катаклизма. И хоть мытьем, хоть катаньем, а с волками жить так по вольчьи выть. Завоешь при хорошей то Луне. Мягко стелит хорошая Луна, а при плохой - жестко падать . Меркурий моделирует способности к информационному обмену, восприятию, классификации и передачи информации, как правило без учета ее эмоционального фона (это учитывается Венерой). Это как бы персональный компьютер, включенный в общую информационную сеть. Без Меркурия это Майн Рид - "Всадник без головы". Ни словом сказать ни умом описать". А вообще, кто как мыслит тот так и излагает. Но компьютеры бывают разные и Меркурии тоже. Венера характеризует особенности внутреннего выбора и фильтра человека. Этот выбор основывается на собственных желаниях, личных симпатиях и предпочтениях а фильтр, приходящей из вне эмоционально окрашенной информации, действует на основании самопроизвольного критерия: "хочу - не хочу или нравится - не нравится". Хочу - это аргумент, если уж Венера чего решила, то общественному мнению - мораторий. Но хотеть можно по разному. Марс связывается с волевыми способностями и действиями, в частности, по реализации выбора, внутреннего по Венере или внешнего по Юпитеру или выполнению необходимых условий (при участии Луны) определяемых Сатурном. Хотелки, они сами по себе не случаются. А чтобы желания шли дальше головы воля нужна к победе. Можно хотеть в тряпочку, а можно так захотеть, что хоть кол на голове теши, а все хочется. Хотение оно пуще неволи, когда воля есть. А воля бывает разная. Это уж где Марс попал. Юпитер отождествляется с внешним выбором, ориентированным на социально признанные ценности и критерии общественного успеха. Юпитер отражает способность к осуществлению выбора и возможность организовать отдельные действия и мероприятия в единую целенаправленную деятельность в соответствии с выбранной темой социального успеха. Хотелки бывают две. Венера - сама не знает чего хочет. А Юпитер этот хочет того, чего все хотят. Хочет быть богатым, здоровым и красивым. И еще, другим пыль в глаза пускать. Сатурн символизирует сохранение структуры и формы (при участии Луны), внутренних правил, законов и принципов. Это в разной степени разумное ограничение и стабилизация. Бывает по разному хочется. Бывает по Венере, а бывает по Юпитеру. А бывает, что совсем не хочется, а надо. Надо вставать рано на работу, давать кому то в долг, а не хочется. Но надо. Вот это Сатурн.

   Высшие планеты традиционно связывают индивидуальное с социальным. И это вполне оправдано, так как периоды их обращения достаточно продолжительны и в картах многих людей они часто находятся в одном знаке (но не доме) и даже градусе. Это планеты поколений. Считается, что Уран является высшей ипостасью Меркурия. Это планета символизирует возможность неожиданных, в форме озарения, прорывов в общее информационное пространство, доступ и умение манипулировать с ментальными ценностями и абстрактными конструкциями высшего плана. Возможность создания новых ментальных систем в логику которых вплетены парадоксы. Нептун часто представляется высшей октавой Луны (иногда Венеры). Нептун отражает высшие интуитивные проявления, возможность выходить за пределы реального времени, связывая воедино прошлое, настоящее и будущее и размывая индивидуальные и общественные стереотипы и ограничения. Плутон - высшая октава Марса, символизирует запредельные (не постижимые умом) волевые возможности. Это мощнейшая энергия, которая может иметь как позитивную, так и деструктивную направленность в зависимости от личного выбора приоритета в диаде добра и зла.

   В некоторых школах при составлении символического портрета личности используются отдельные фиктивные планеты и точки. Но традиционно, символического смысла, связанного с семью видимыми планетами было вполне достаточно для создания астрологической модели физической и психической структуры личности.

   Анализ одной из видимых планет, связанной с определенной сферой позволяет в зависимости от положения планеты в знаке, доме и характера ее аспектации, подробно рассматривать соответствующую ей сферу в различных проекциях. Рассмотрим это немного подробнее на примере сферы Меркурия, объединив для полноты изложения, древние эзотерические представления с современными астрологическими взглядами.

   В "Изумрудных скрижалях" Гермес Трисмегист раскрывает миру его сущность через описание небесных сфер. В них - основа герметической доктрины эзотерического синтеза, изложенная в духе высокого посвящения. Строение мира представляется Гермесом в виде семи сияющих сфер, заполняющих безграничное звездное пространство. Центром вселенной семи небес является человек. В небесных сферах вращаются планеты, отличающиеся по форме, цвету и знаку, и каждая из них управляет одной сферой духа. Эти семь сфер охватывают всю жизнь и в их пределах происходит падение и восхождение душ.

   Мир находится в состоянии динамического триединого равновесия. Тройственная природа целостностей проявляется в том, что в одно и тоже время они - и дух, и душа, и тело. Таким образом, сущность, проявление и вещество образуют закон тройственного единства, действующий, по представлениям Гермеса, во всех семи сферах Вселенной. Равновесное состояние мира циклично разворачивается, развивается, пульсирует во времени и в пространстве. Единство мира отражается в изложенном Гермесом принципе подобия: "Внешнее подобно внутреннему; малое таково же, как и большое; закон один для всего". По отношению к человеку этот принцип проявляется в том, что "люди - смертные боги, а боги - бессмертные люди". Счастлив тот, кто понимает эти слова, ибо познав их, человек овладевает понятием истины, включающей в себя законы сущности и развития природы человека и вселенной.

   Семь сфер, соединенных с семью планетами символизируют семь жизненных начал, семь различных состояний материи и духа; семь миров солнечной системы, через которые каждый человек проходит в течение своей эволюции. Семь космогонических божеств (совпадающих по форме и атрибутике во многих мифологических преданиях), являются владыками и представителями каждой из семи сфер. Таким образом, каждое из божеств является для посвященного символом и покровителем духов, воспроизводящих его тип в бесконечном разнообразии форм и оказывающих из своих сфер влияние на человека и земные дела. Кратко изложенные представления составляют основу герметических эзотерических знаний, находящих развитие в современной астрологии.

Сфера разума (синтез)

   Семь сфер, семь видимых планет, в астрологическом символизме отождествляются с семью основными функциями в человеке. Солнце отождествляется с творческим началом, реальным центром личности, его основой. Оно выступает источником самостоятельного действия. Солнце - это высшее "Я", (Эго) человека, его натура, индивидуальность, дух. Луна - функция личности, адаптирующая ее к окружающему миру, дающая возможность поддерживать в нем существование, а также управляющая поведением. Меркурий - взаимный информативный обмен, взаимосвязь между отдельными функциями личности и каждой из них с центром (Солнце) и периферией (Луна). Венера - способность внутренней оценки и выбора и формирования обратных связей на основе критерия " нравится - не нравится". Марс - функция реализации внутренних импульсов или реакции на внешние раздражители. Юпитер - функция ориентации (внешнего выбора), позволяющая организовать каждое действие в единую целенаправленную деятельность. Сатурн - функция сохранения формы, структуры внутренних принципов (привычек, традиций) и стабилизации.

   В древней мифологии Меркурий - бог торговли, покровитель путешественников. Его волшебный жезл (кадуцей) мирит враждующих. Сфера Меркурия с позиций современной астрологии, это сфера мышления на рациональном уровне и речи. Без Меркурия человек совершенно беспомощен. "Когда бог хочет наказать человека, он лишает его разума". И тогда внешний и внутренний миры становятся хаотическим нагромождением случайных обломков, никак не связанных друг с другом. Так, как мышление - процесс во многом бессознательный и интуитивный, то в управлении им участвуют многие планеты. Меркурий же отвечает за выражение мысли в речи, то есть, за финальную часть процесса мышления, и управляет логическим, рациональным мышлением. Именно с помощью Меркурия человек создает в себе особую ментальную реальность, или набор ментальных конструкций и представлений, и получает специальный инструмент (называемый рассудком), для оперирования этими конструкциями. Кроме того, Меркурий отвечает за всевозможные человеческие контакты (исключая их эмоциональную часть), - за переговоры, сделки, передачу информации.

   Адекватное выражение мысли не только ее украшает, но и в большой мере уточняет; мысль, которая не нашла точного выражения в словах, будет аморфной не только для окружающих, но и для ее автора.

   Сильный Меркурий в нижней октаве характеризует интригана, хитреца, комбинатора, расчетливого, хотя и не мудрого человека. Но роль Меркурия не сводится только к посредничеству. Кроме того, что развитый Меркурий передает и уточняет мысль, он еще и сильно увеличивает ее энергию; тезис о том, что слова обладают силой, содержит глубокий мистический смысл. Мысль направляет энергию. В области душевной жизни это хорошо известно психоаналитикам. Например, З.Фрейд подробно описал неврозы навязчивости, когда вытесненная идея заставляет человека постоянно совершать вполне определенные действия. Точно найденные слова гораздо сильнее воздействуют на подсознание, чем на сознание человека, и могут произвести настоящий переворот в его внутренней реальности. Возможно, именно слова являются наиболее сильным магнетическим средством, известным в настоящее время человечеству. Кроме того, мысль, - ментальный образ, - управляет психической энергией, на чем основаны аутотренинг, гипноз, и во многом - секрет влияния одних людей на других (внушению через слово большое значение придавал еще В.М.Бехтерев, один первооткрывателей в этой области).

   Помимо зрительного восприятия, человек воспринимается по особенностям его речи. И если речь человека вас раздражает, то понять причину этого, не зная астрологии, не просто. В действительности Меркурий говорящего находится, например, в квадратуре, например к Луне или Венере воспринимающего, и энергия, направляемая речью воспринимается как давление, раздражение или нагрузка (вас "нагружают"). Раздражение у слушающего возникает как бессознательная реакция защиты, подчас оно совершенно напрасно связывается с отрицательными чертами личности, манерами его поведения и т.д.

Меркурий в космограмме (анализ)

   Положение Меркурия в знаках Зодиака изменяет его окраску, характер его проявления. Меркурий - управитель Близнецов, получающих от него блеск во всех отношениях и энергию в делах. Ничто не стесняет активность и свободу находящегося в Близнецах Меркурия. Он передает и рационально осмысливает информацию, преимущественно той планеты, с которой он находится в соединении или в наиболее точном аспекте. Меркурий в воздушных знаках (Близнецах, Весах, Водолее) дает блестящую речь, моментальное мышление, очень легкую (и поэтому часто поверхностную) рационализацию: он слишком быстро соображает. У него богатый словарный запас. Экзальтирует Меркурий в Водолее. Так как мышление человека не только продукт его психики, а мысли считываются подсознанием с различных слоев (ментального плана) тонкого мира, - Меркурий в Водолее дает возможность выразить в рациональных терминах те идеи, которые не общедоступны, находятся в слишком высоких слоях ментального плана. А иногда он выражает наглядно то, что содержалось лишь между строками. В Стрельце Меркурий в изгнании. Здесь практический ум направлен на слишком общие категории. На обычном уровне развития это человек, охотно и жизнерадостно болтающий на общие темы, но не любящий говорить конкретно, растекающийся мыслью по древу абстракции. В подвижном кресте Меркурий дает легковесность и неожиданные частые прыжки мысли. В огненных знаках придает теплоту и обворожительность речи, а в Овне Меркурий часто говорит "я", но ему это как-то идет. Во Льве Меркурий - в падении, сила его убывает, мысль становится лишь проводником воли. Человек имеет сильное искушение говорить слова, продиктованные внешним или внутренним давлением, говорить с большим чувством и не замечая логических пробелов. Он может словами зажечь энтузиазмом и с их же помощью умеет безжалостно осечь. В Скорпионе Меркурий говорит впечатляюще, часто ядовит, кусается, режет "правду-матку", и его язык подобен лекарственному яду, который в больших дозах убивает. Меркурий управляет также и Девой. Меркурий дает Деве прекрасные умственные способности, которые она слишком легко разменивает на мелочи. Если Меркурий стоит в Деве, то как и в других земных знаках (Тельце и Козероге), он дает практически ориентированное мышление. А для его положения в Деве характерна большая предусмотрительность, но чрезмерная, при пораженном Меркурии и плохой проработке, - занудство, крайняя привязанность к фактам и отсутствие фантазии. Меркурий в Козероге, при проработке, - ум государственного деятеля, на большой дистанции обведет вокруг пальца многих. В Рыбах Меркурий - в изгнании. В водных знаках (Раке, Скорпионе, Рыбах) Меркурий дает мышление, находящееся под сильным влиянием эмоций. Меркурий в Рыбах никого не обидит словами (кроме как в случаях поражения, например, Марсом), его речь будет журчать, журчать отвлекая внимание и сглаживая ситуацию. Это положение хорошо для залечивания ран, при условии, что в них нет инфекции, но для передачи ясных мыслей это не самое удачное положение. Меркурий в Раке - молчалив, но когда говорит, то очень эмоционально выразителен. Его молчание (в отличие от тельцовского) не означает напряженной работы мысли, это скорее ожидание, когда она может всплыть над эмоциями. Меркурий в Весах - вежливая, даже изысканная речь. При проработке - большие дипломатические способности, и во всех случаях, соответствующее самомнение. На самом деле, в социальных ситуациях слишком активен, и следует научиться перед тем, как говорить, думать. Правило "думай, что ты делаешь", есть не что иное, как предложение смоделировать в уме активность, прежде чем проявлять ее (аналогично - "думай, что ты чувствуешь"). Меркурий в Тельце порождает трудности в восприятии новых мыслей, сложности в обучении (особенно в литературе). Речь дается человеку с напряжением, но ее образы очень материальны. Хорошо чувствуется жаргон. Это положение трудно для проработки, но дает большую силу слова.

   Таким образом, развертка меркурианской сферы по зодиакальному кругу (знакам, крестам, стихиям), представляющему собой многомерную систему отсчета целостных сущностей мира, - есть динамичная пространственно-временная астрологическая модель ментального плана человека. В Зодиаке отражается циклическое развитие и других сфер (и соответствующих функций в человеке). Взаимное положение планет, управляющих сферами, их аспектные конфигурации, определяют особенности сфер, влияют на их окраску, вносят изменения в характер проявления планетарных функций, в частности Меркурия. В гороскопе диспозитором называется планета, управляющая знаком, в котором находится рассматриваемая планета, в данном случае Меркурий. Если он стоит во Льве, его диспозитор - Солнце, а если в Раке, то - Луна. Планета получает окраску от своего диспозитора. Так, Меркурий в Раке - меланхоличен, а во Льве - властен и императивен. Если планета стоит в аспекте к своему диспозитору (Меркурий во Льве - в квадратуре к Солнцу, например), то этот знак для нее усиливает свое значение. Если планеты в аспекте расположены так, что каждая из них является диспозитором другой (например, Меркурий в Овне, а Марс в Близнецах), то планеты находятся во взаимной рецепции. Такие планеты, и аспект, который они образуют, играют особую роль в гороскопе. Однако, не только планета чувствительна к влиянию своего диспозитора. Сам диспозитор "слушает" косвенное влияние такой планеты, которая его всегда усиливает. Так, неаспектированный Меркурий в Раке, вообще говоря, слаб, но если в гороскопе несколько планет находятся в Деве или в Близнецах, то Меркурий, являясь их диспозитором, может оказаться сильнее аспектированных планет. Итак, сравнивая силу Меркурия в аспекте, следует учитывать не только его эссенциальные достоинства (экзальтация, изгнание и т.д.), но и его кратность как диспозитора.

   Если Меркурий слаб, то у человека вероятны трудности с речью, обучением, зато есть способности к медитации. Пораженный Меркурий дает оригинальное, даже слишком, мышление, склонность к точным наукам. Если пораженный Меркурий стоит в постоянном знаке (Телец, Лев, Скорпион, Водолей), - он отражает информацию, которую подсознание считает неуместной. Если он в кардинальном знаке (Овен, Рак, Весы, Козерог), - человек схватывает быстро, но с искажениями, запоминает выборочно, контакты с людьми возникают и рвутся. Гармоничный Меркурий - это ловкость в речах, контактах, ментальном общении. Легко учится и учит, поверхностен и блестящ.

   Характер аспекта, образованного Меркурием с планетой, также вносит определенные изменения в интерпретацию особенностей ментальной сферы человека. Квадрат Меркурия: возможен острый ум и оппозиция к любому чужому мнению (кардинальный крест), односторонность мышления, упрямство (постоянный крест), приспособленчество (подвижный крест). Квадрат, по его первому впечатлению, похож на тригон, но вскоре проявляются "случайные " трудности (лень, несобранность и т.д.). В целом, с трином чаще везет, а с квадратом - чаще не везет. Оппозиция Меркурия: конфликты мнений, трудности с принятием чужой точки зрения. Вообще для пораженного Меркурия характерны состояния угнетенности информационным потоком и отрицательные ментальные "медитации" (навязчивая, неконструктивная мысль). Тригон Меркурия дает большие творческие возможности, способность ментального управления энергией и творчеством (голова помогает в работе). Однако секстиль может дать больше: прекрасные способности к общению, писательский дар.

   В видимом движении Меркурия возможны его директное, стационарное и ретроградное положения. Символически, ретроградный Меркурий отличается тем, что его характеристики уходят вглубь, проявляются с большим трудом и опосредовано. Как и любые осложнения, это способствует детальной и глубокой проработке, но поначалу жизнь они не украшают. Ретроградный Меркурий думает медленнее других, думает по-иному, обращает внимание не на то, на что смотрят все; ему требуется больше времени и усилий для освоения мира. Многое, очевидное для других, ему не очевидно, и в процессе познания он, порой открывает нечто принципиально новое.

   Символически, отвечающему за мыслительный и речевой процессы, передачу энергии мысли, Меркурию принадлежит важная роль в современной жизни. На него опирается вся наука, ментальное моделирование (весь способ видения мира) современного человека. Поэтому Меркурий в карте акцентирован всегда, - такова наша цивилизация. Различные уровни проработки меркурианских возможностей и качеств, заложенных в гороскопе, позволяют гармонично сочетаться с мотивационной инициацией транзитными аспектами меркурианской сферы.

   Таким образом, описываемый Гермесом Трисмегистом мир представляет собой ментальную модель, ментальный образ отражающий одну из сфер внутреннего мира человека. С наступлением эры Водолея (в Водолее Меркурий экзальтирует), значение Меркурия в карте и в жизни вероятно усилится и изменится в сторону анализа тонких проявлений реального и феноменального мира в ментальной сфере. А это позволит полнее понять и мистический смысл одного из светил, по словам Гермеса, "вращающих человеческие судьбы" и самой астрологической концепции самопознания и познания мира, а также признать ее научную состоятельность.

   Это пример схематичного и обобщенного анализа ментальной сферы человека (по Меркурию). Также можно рассмотреть эмоциональную сферу (по Венере), адаптационную (по Луне), волевую (по Марсу), сферу стабилизации (по Сатурну), ориентации (по Юпитеру) и натуральную (по Солнцу). Подобным образом можно исследовать и описать каждую из семи традиционно выделяемых сфер (анализ) и создать для каждой личности ансамбль состоящий из определенного сочетания этих сфер (синтез).

   В этом разделе уместно будет еще раз напомнить о необходимости определения традиционного образа планеты, еще двенадцати оттенков образов планеты в зависимости от ее положения в знаках Зодиака. Далее каждый из этих двенадцать оттенков приобретает еще по двенадцать оттенков домов. Логическому мышлению определиться в таком количестве возможных вариантов не просто. В данном случае предпочтительным можно считать образное мышление. Образы, по мере работы с картой должны усложняться. Это достигается упорной работой по интерпретации и медитативной практической работой с образами планет, планет в знаках, домах и т.д. Со временем образное мышление совершенствуется и сможет выявлять тонкие моменты связанные с тем или иным положением планеты, а это позволяет осуществлять детальный анализ физического и психологического потенциала и их реального состояния.

   Определенные аналогии здесь можно отметить, например, с шахматами. Выдающиеся мастера держали в памяти огромное количество партий. И они конечно не запоминали их по положению фигур: Лf1, Кg4 и т.д. Партии запоминаются образами, также и восстанавливаются. Кстати, наделавший много шума, поединок Г.Каспарова с шахматным компьютером это попытка определить приоритет в диаде ума и чувства. Собственно компьютер это аппарат по сверхскоростной обработке информации в соответствии с логическим (разной степени сложности) алгоритмом. То есть, это супермеркурий в астрологической символике. Шахматист - человек обладающий сознанием, а значит способный и мыслить и чувствовать. Вот вторая составляющая в деятельности сознания (Луна, Венера, Нептун) и позволяет дополнять логику мышления эмоциональными, интуитивными образами в результате чего возникает образное мышление, формируются ментальные образы. Суть же соревнования человека с компьютером сходна с решением проблемы первичности бытия и сознания т.е. она если и имеет смысл, то прежде всего чисто технический, связанный с совершенствованием компьютерной техники и развлекательный.

   Собственно и основной целью этой книги является попытка оказать помощь в творческом создании образов и трансформации мышления связанной с переходом от традиционных образов, символически относящихся к логическим, к собственным более тонким, пластичным собственным интуитивным образам, вписанным в структуру астрологических представлений, категорий. Только эти образы, в основном, и позволяют интерпретировать духовные, определяющие физические и психические особенности, качества личности. Ведь жизнь - это в значительной мере то, что мы о ней думаем. И если вы хотите стать астрологом, то думайте своими астрологическими образами. Создавайте их, ведь занять ума невозможно. А с чужими образами в астрологии, как и с чужим умом в жизни чувствуешь себя неловко и на вторых ролях.

   Планеты могут по разному располагаться в гороскопе, образуя фигуры, описанные, например, у П.Глобы (Конфигурации аспектов) или у М.Левина (Методические пособия). Коротко рассмотрим некоторые из классических фигур, хотя здесь также возможна творческая ассоциативная работа и создание собственных аналогий и образов.

   Планетная конфигурация с симпатичным названием "брызги шампанского". Планеты разбросаны приблизительно равномерно по всему кругу гороскопа. Подобная фигура обычно характеризует удивительную жизненную устойчивость, связанную с разнообразием сфер возможной эффективной реализации личности. При этом индивидуальность, своеобразие личности проявляется нечетко, выражено неявно. Это гороскопы тех людей, которые обычно "не высовываются", не слишком выделяются на фоне других.

   Интересна конфигурация, получившая в астрологии название "чаша". Здесь можно отметить две ее модификации: "чаша без ручки" и "чаша с ручкой". Рассмотрим "чашу без ручки". Планеты в гороскопе расположены в одной полусфере. При этом в знаковой составляющей и по домам - сферам реализации, образуется дисбаланс. Незадействованные знаки и дама являются в определенной степени блокированными для эффективного проявления и реализации. Фигура создает неравновесное состояние в карте, в сознании, в психофизиологии и жизни личности. Индивидуальность выражено ярко и очевидно. Но при этом вероятно возникновение неудовлетворенности, проявляющейся как общее и ведущее состояние, либо составляющее основной фон, сопровождающий жизнь человека. Однако, природа стремится к равновесию. Поэтому в области противоположной центру полусферы, занятой планетами возникает область компенсаторной деятельности. Поскольку в этой области отсутствуют планеты, то реальная эффективность ее будет весьма низка, поэтому это скорее псевдодеятельность. Но она является необходимой для человека потому, что позволяет таким образом восстановить и поддерживать некоторое духовное равновесие, назвать устойчивым которое однако, вряд ли возможно. Как правило, эта деятельность по душе человеку (иное, приводит к возникновению психозов и неврозов),то есть согласуется с критерием внутреннего выбора (по Венере), но не удовлетворяет критерию внешнего выбора (по Юпитеру). Иначе эта деятельность может оказаться социально невостребованной или не получить должного общественного признания и не иметь большого общественного успеха.

   В случае "чаши с ручкой" ситуация совершенно иная. Большинство планет также находятся в одной полусфере, но одна, или несколько находящихся в соединении планет образуют "ручку чаши". Здесь существует реальное энергетическое равновесие. Индивидуальность выражена с большей очевидностью. В такой карте сфера реализации и ее характер однозначно определяются зодиакальными координатами "ручки": планетой, которая (или которые) ее образуют, знак и дом в котором она находится. Эти характеристики становятся ведущими в гороскопе и жизни личности, потому что одна или несколько планет в ручке уравновешивают все остальные. Роль планеты (планет) знака и дома в котором она находится является доминирующей. Деятельность в сфере на которую указывает "ручка" является вполне реальной и обычно исключительно продуктивной. Как правило, человек сам интуитивно находит эту сферу оптимального приложения своих сил, но в случае возникновения проблем, область локализации "ручки" в подобной конфигурации карты позволяет четко сориентировать человека в его жизненной реализации.

   Еще одна конфигурация, на которой хотелось бы остановиться - это "качели" ("vis-a-vis", или "tet-а-tet"). С подобной конфигурацией связывается существование двух самостоятельных и более или менее независимых личностей в пределах одного человека и двух, часто противоположных сфер его деятельности. Сознание человека, имеющего в своей карте такую конфигурацию четко дифференцировано надвое, часто как и его жизнь. Ситуация при этом вполне равновесная и гармоничная. Проблемы в большинстве скорее могут быть кажущимися или надуманными, но не всегда. Исследование "качелей" требует особой осторожности. При консультации важно определить ту составляющую, которая способна к адекватному восприятию ваших рекомендаций и уже через нее втягивать другую половину в деликатную беседу на троих (имеется ввиду астролог и кверент с конфигурацией "качели" в карте рождения). Качели подобны диаде в философском понимании этого слова. Поэтому особенно интересно и важно определить динамику "качелей", время смены приоритетов, характер изменения отношений и степени участия в жизни человека двух отдельных составляющих.

 

АСПЕКТЫ

   Планеты являются энергетическими центрами гороскопа. С ними связываются те или иные физические и психические качества личности. Аспекты отражают отношения между планетами в их энергетическом и психофизическом планах. Иначе, отражают структурные и динамические особенности гороскопа. Планеты в карте, как правило, связаны целой сетью отношений, часто сложных как отношения соседей в большой коммунальной квартире. Если не мудрствовать лукаво, можно исходить из простого принципа: "хорошо" и "плохо". Но при этом эти критерии рассматриваются из отношения к себе. То есть, "хорошо" или "плохо" это для вас, соответственно и сосед тогда или "хороший" или "плохой". Однако, эта оценка имеет чисто прикладное значение. Она рассматривает человека упрощенно в зависимости от его поведения в конкретной ситуации и по отношению к вам. При этом ваше поведение в этой ситуации считается заведомо правильным и "хорошим". Очевидно, что эти прагматические критерии с точки зрения астрологических и философских представлений вряд ли можно признать корректными. Так, часто и планеты, особенно в древних астрологических традициях считаются "плохими" или "злыми" (Марс, Сатурн) или "хорошими" и "добрыми" (бонификаторы - Юпитер, Венера). В современной практике также упрощенно нередко трактуются и аспекты, отношения между планетами. Но простота в астрологии, это не то чем нужно заканчивать. С простого нужно начинать интерпретацию, но не останавливаться на этом, а переходить к сложному астрологическому синтезу, после которого возникает непростая ясность.

   Аспекты в карте показывают степень и характер участия каждой планеты в реализации алгоритма гороскопа. Ну, например, если в коммунальной квартире есть люди, которые относятся к вам с симпатией, антипатией, откровенные враги или надежные друзья. Если кто-либо из соседей проявляет активное действие, то остальные в зависимости от отношений к нему, также скорее всего так или иначе на это отреагируют. Образуется цепочка причинно - следственных связей. Это как камень, брошенный в воду. От него идут круги, отражаясь от препятствий (соседей, других планет) они возвращаются обратно, инициируя действия второго порядка и т.д. То есть коммунальная квартира, как и гороскоп является колебательной системой с определенными характеристиками.

   Аспектные конфигурации в карте позволяют увязать в единую причинно - следственную цепочку возможные колебания, затрагивающие сферы тех или иных домов. Собственно колебания в карте представляют изменения от активизации до пассивности и обратно, тех или иных сфер реализации личности. Каждая аспектная конфигурация представляет собой отдельный механизм. Довольно часто в гороскопах бывает представлено несколько таких конфигураций, механизмов так или иначе связанных между собой. Выявление различных аспектных конфигураций и связи их между собой, позволяют определить порядок роботы гороскопа. Иначе, рассмотреть его структуру в динамике в случае, если одна из транзитных планет инициирует конфигурацию. Например, в карте имеется Большой тригон и Т-квадрат. Допустим, что одна из планет образующих Большой тригон находится также в вершине Т-квадрата. Представим, что транзитная (реальная) планета (например, Плутон) "наезжает" т.е. образует соединение с символической, находящейся на вершине Т-квадрата и входящей в Большой тригон. При этом во-первых, активизируется принцип символической планеты, ее образ и связанные с ним явления. Через аспекты активизируются и связанные с данной планетой, другие планеты образующие Большой тригон и Т-квадрат. Таким образом, в течение действия транзита будут активными планеты задействованные аспектами с находящейся в соединении с транзитной. Также будут работать в активном режиме знаки и дома в которых расположены эти планеты. На основании этого можно говорить о возможных психофизических состояниях личности и связанных с этим событиях. Продолжительность активного действия реальной планеты определяется орбисом. Существует немало классификаций, которые можно найти в литературе, астрологических компьютерных программах. Безусловно их нужно знать. Но тем не менее, самым важным критерием величины орбиса является характер гороскопа. Это уже как в судебной практике. Например, к уголовном кодексе за некоторые действия предусматривается одно наказание. Но суд может отходить от установленной нормы и уменьшать его или увеличивать в зависимости от обстоятельств дела и личности совершившей эти действия.

   В астрологической теории и практике, прежде всего, выделяются мажорные и минорные аспекты. Существуют и более детальные классификации. Но прежде всего следует отличать аспекты, связывающие символические планеты в натальной карте и транзитные аспекты реальных планет к натальным. В первом случае аспекты образуют структуру гороскопа, отражающую главным образом жизненный потенциал личности. Во втором случае аспекты указывают на характер реализации потенциала или возможностей личности на событийном плане. Событийный план включает в себя интеллектуальный, эмоциональный и физический компоненты.

   Рассмотрим обобщенно особенности мажорных - наиболее "крутых", аспектов в натальной карте. Они определяют отношения между планетами, а через них и между знаками и домами в которых они расположены, которыми они управляют реально или символически.

   Соединение (Коньюкция). Это когда вместе плохо, а врозь еще хуже. Вечный Огонь в гороскопе. "Здравствуйте, я ваша тетя"; "Вот тебе бабушка и Юрьев день"; "Незваный гость хуже татарина" - это для транзитов. Означает прежде всего кратное числу планет участвующих в соединении увеличение энергии или потенциала знака и дома в которых это соединение расположено. Принципы планет таким образом проявляются активно. Сфера реализации заложенных возможностей (дом) четко обозначена. Но при этом принципы каждой из участвующих в соединении планет приобретают окраски остальных. Колорит и интенсивность окраски зависит от статуса каждой планеты. При этом чем сильнее статус планеты (управитель знака, сигнификатор и т.д.) тем более ощутимо проявляется ее влияние на другие планеты в соединении, тем большую окраску этой планеты приобретают остальные. В любом случае точка или дуга Зодиака связанная с соединением планет является очень значимой в структуре гороскопа.

   Оппозиция. Это как два разных берега у одной реки. Вольтова дуга. Планеты, образующие оппозицию указывают сферы актуальной для карты полярности, области реализации диады. Это важное противоречие в структуре гороскопа, психической и физической реальности личности. Реализация оппозиции связана с борьбой между двумя принципами, определяемыми планетами образующими оппозицию и сферами их жизненной реализации определяемыми домами, которые связывает оппозиция. С оппозицией в жизни человека возникают сложности и проблемы, которых не стоит бояться. Сама оппозиция представляет энергетические возможности для их преодоления или разрешения. Это нелегкое счастье. Человек нарабатывает опыт решения тех или иных сложных ситуаций, учится преодолевать или использовать в благоприятном для реализации своего жизненного алгоритма аспекте непростые обстоятельства. В результате человек становится таким "битым" за которого двух "не битых" дают.

   Квадратура. Это когда нет худа без добра. Эта конфигурация сходна с оппозицией. И отличается от нее динамичностью. Если оппозиция реализуется постепенно, действие ее носит затяжной характер, то квадратура отражает более жесткое и дискретное взаимодействие планет. Это резкие приступы, когда, например боль внезапно возникает и также внезапно стихает, а не тяжелая и продолжительная болезнь, как в случае оппозиции. Неожиданно становится актуальным принцип одной из планет образующих квадратуру, он становится доминирующим в нем воплощается энергия всех планет образующих квадратуру. Затем следует резкий переход и усиливается, становится ведущим принцип другой планеты и т.д. Также динамично происходят изменения и на событийном плане, определяемом домами, которые связываются квадратурой. Здесь нарабатывается динамический опыт преодоления проблем. Если провести спортивные аналогии, то реализацию оппозиции можно уподобить преодолению стайерской или марафонской дистанции, а квадратуру со спринтерским бегом.

   Тригон. Это когда на авось надейся и дело в шляпе. Если продолжить аналогию, то способ реализации этого аспекта - непринужденная прогулка, которая и полезна и приятна. Об оппозиции и квадратуре последнего не скажешь. Там скорее подходит выражение А.В.Суворова: "Тяжело в ученье - легко в бою". Тригон напоминает присутствие ангела - хранителя, который в зависимости от характера тригона (планет, знаков и домов которые в нем задействованы) решает многие проблемы в соответствующих участвующим домам сферах. Даже точнее, отводит эти проблемы так, что они как бы не касаются человека. Этот аспект предполагает ситуацию, при которой обстоятельства благоприятствуют человеку в определенных сферах. Но личный опыт при этом не нарабатывается, да он при такой конфигурации и не нужен. Это примерно сочетается с фразой: "Армия - школа жизни, но лучше закончить ее заочно". При таких аспектах можно позволить себе риск потому, что человеку чаще везет, но опять же в определенных сферах.

   Секстиль. Это когда на авось надейся, но и сам не плошай - чай не тригон. Это примерно тоже, что и тригон, а отличия напоминают разницу между оппозицией и квадратурой. То есть, масштабы реализации событий несколько меньше и проявление аспекта более динамично. Это уже не ангел - хранитель, а скорее палочка - выручалочка. И вероятность везения в случае этого аспекта, снижается по сравнению с тригоном. Там "жена цезаря вне подозрений", а здесь "на бога надейся, но сам не плошай!".

   Основные или базовые символические категории являются важнейшими структурными элементами в структурно-динамическом методе. Но для каждого конкретного гороскопа их важность, значимость определяется особенностями этого гороскопа. Иначе говоря иерархия этих структурных элементов (символических категорий) определяется характером гороскопа, а не той классической последовательностью в которой они приведены выше. Для одного гороскопа определяющим элементом является стеллиум планет, для другого отдельная планета (например, синглтон) стоящая в "ручке" "чаши", для третьего аспект оппозиции, если им ограничивается "чаша" без "ручки" и т.д. Т.е. в каждом гороскопе есть своя "изюминка", свой основной козырь, приоритет. И это очень важно. Рассмотрим это подробнее в следующем разделе.

 

2. Методика структурно-динамического анализа индивидуального гороскопа

   Транзитные аспекты включают в работу, те или иные структурные элементы гороскопа: соединения, оппозиции, квадратуры, тригоны и т.д. Реальные планеты образуя с символическими планетами гороскопа аспекты, "оживляют" его. Возникает эффект созвучия, резонанса космоса с человеком. Т.е. усиление энергии, ее приток в определенную сферу и актуализация сферы вплоть до проявления события. Но резонанс бывает разный. В одном случае, когда приемник настроен на волну вещательной станции увеличивается громкость и качество звука (гармоничные аспекты). В другом случае, когда солдаты, например, идут в ногу по мосту - не всегда удается перейти через реку. В любом случае аспекты транзитных планет с натальными - это веревочки за которые космос "дергает" того или иного человека. Кораблик по морю плывет, планеты по небу бегут. Гороскоп - это ваша семиструнная гитара, где струны - это семь видимых планет, семь основных сфер вашей жизни. Реальные планеты в своем движении перебирают струны вашей души. То одну, то сразу другую. Вам остается только подпевать. Под веселую - "Антошку", под грустную "Варяг" и т.д. И кто не в такт, тому плоховато, а кто в такт, тому лучше. То все идет "на ура", а то из рук все валится. Аспект, который инициирует структурный элемент гороскопа отражает характер и динамику актуализации тех сфер на событийном плане, которые определяются вовлеченными домами. Например, квадратура в карте связывает первый и четвертые дома, то при образовании одного из мажорных аспектов с транзитной планетой, очевидны события по сферам первого и четвертого домов. Характер событий определяется принципами символических планет образующих, в нашем примере, квадратуру и принципом реальной транзитной планеты. Также это определяется характером аспекта между реальной и символической планетой. Этим же аспектом определяется и сам характер включения структурного элемента, т.е. характер наступления события: внезапный, резкий или плавный и постепенный. При анализе транзитов также следует учитывать структурные элементы образуемые реальными планетами аналогично исследованию структурных элементов гороскопа. Однако, в данном курсе в целях упрощения понимания главных принципов, приводится анализ отдельных транзитных планет относительно структурных элементов гороскопа.

   Мы коротко охарактеризовали основные символические категории в астрологии при помощи которых моделируются психические и физические особенности личности. В многочисленной литературе вы сможете найти детальное символическое описание стихий, планет, аспектов и аспектов различных планет и т.д. Однако невозможно учесть все вероятные случаи сочетаний положения планет и соотношения аспектов. Невозможно запастись готовыми символическими шаблонами на все случаи жизни. Поэтому приводимые в литературе описания это только "кирпичики" или отдельные слова, иногда даже предложения. Но сам по себе процесс интерпретации структуры гороскопа в высшей степени творческий. Пользуясь отдельными "кирпичиками" можно построить здание того или иного архитектурного стиля, пользуясь отдельными словами можно создать то или иное литературное сочинение. В астрологии, используя определенный набор символических категорий можно создать тот или иной алгоритм реализации личности. И только многообразный жизненный опыт и опыт многолетней творческой работы позволяет астрологу определить наиболее вероятный из возможных вариантов реализации личности, т.е. создать адекватную реальной личности символическую модель.

   Структурно-динамический метод исследований гороскопа личности представляется вполне обоснованным и состоятельным. Формальная сторона этого метода заключается в построении гороскопа. В настоящее время этот процесс формализован до возможности корректного использования компьютерных программ для создания гороскопа (см.,например, "Руководство пользователя астрологическими компьютерными программами", 1997). Неформальная т.е. творческая сторона метода связана во-первых, с процессом анализа и синтеза структуры гороскопа на основе символических категорий используемых в астрологии. Важнейшие из них обобщенно разобраны выше. Во-вторых, с исследованием полученной символической структуры в ее динамике. Динамическими факторами являются аспекты реальных транзитных планет к символическим. Они включают в работу те или иные элементы гороскопа и являются основной причиной изменений в сознании личности и событий в ее жизни. Этот метод является наиболее предпочтительным, так как основывается на единстве духовной (символической) и материальной (реальной) составляющих жизни. Этот метод в исследовании астрологии личности можно назвать первичным. Известные в традиционной астрологии многочисленные методические тонкости, такие, например, как дирекции, прогрессии, минорные аспекты, символические точки и т.д. являются вторичными. Метод структурно-динамического анализа является общим при анализе гороскопа. Это исследование необходимо, и часто вполне достаточно для решения большинства проблем с которыми обращаются к астрологу. Если же подобных исследований все же недостаточно, то применяются более детальные исследования, которые можно отнести к частным. Однако, при существующей свободе выбора человека, эти тонкости могут стать несостоятельными в пределах возможных расхождений внутри алгоритма реализации личности. Иными словами, в пределах определенного алгоритма реализации (инварианта) личность обладает, в тои или иной степени, свободой выбора, и отклонения, амплитуды колебания связанные с этим обычно превышают пределы точности частных методов. Более предпочтительным и корректным нам представляется создание в пределах указанных основных астрологических категорий собственных образов, "кирпичиков", а также образов их различных сочетаний (элементов зданий и архитектурных стилей). Т.е. не расширяя до бесконечности используемый символический аппарат, а углубляя его при помощи собственного ума, эмоций, медитативной практики, творческого труда и жизненного опыта. Подобный подход представляется оптимальным и оправданным уже потому, что каждый понимает себя, других людей и жизнь по-своему, индивидуально. В случае создания собственных образов, астролог не пересказывает формально уже услышанное, не втискивает рассматриваемый гороскоп в известные ему шаблоны и стереотипы, а творчески создает новые образы, в соответствии с индивидуальными особенностями исследуемой личности. И это уже иной, не формальный уровень астрологического профессионализма.

   Очень часто, например, спрашивают: "Что такое Марс во Льве?". На это естественно приходиться отвечать: "Ничего". Марс во Льве сам по себе имеет абстрактное символическое значение безусловно. Существует литература в которой разобрано буквально все. Из нее можно узнать что значит положение отдельной планеты в знаках, домах и даже градусах Зодиака. Узнаете вы и что значит тот или иной аспект одной планеты к другой. Это знать необходимо. Это базовые знания. Но давайте посмотрим, что дальше. Здесь даны только аспекты связывающие две планеты, в гороскопе же связи значительно более сложные и к анализу попарных аспектов их свести можно, но синтез при этом подчас не складывается. Возникает слишком много составляющих, часто настолько противоречивых, что единый астрологический портрет личности создать не удается, при всем то, что все мы в той или иной степени противоречивы, т.е. включаем как "плохое", так и "хорошее". Если анализировать гороскоп основываясь на детально расписанных базовых представлениях о значении той или иной символической категории (например, планеты) в том или ином градусе, знаке, доме, аспекте, то в результате можно разложить на мельчайшие составляющие гороскоп. Но собрать из этих деталей адекватную личности астрологическую модель невозможно. Почему?. Потому, что механическое объединение полученных составляющих не даст истинного представления о человеке. Это первое. Гороскоп это единое целое, составленное из структурных элементов. И как всякое целое - это уже нечто большее чем простая сумма составных частей. Так, возвращаясь к вопросу о Марсе. Марс во Льве если он находится в "ручке чаши" - это одно, Марс во Льве, если он находится в конфигурации "брызги шампанского" - это соврем другое. Марс во Льве увязанный квадратурами и оппозициями - это одно, но Марс во Льве на вершине Большого тригона - это другое. Марс во Льве в квадратуре к Сатурну - это одно, в квадратуре к Венере - другое и т.д. То, есть сочетание структурных элементов в системе гороскопа определяет появление новых характеристик как самой системы, так и этих структурных элементов. Поэтому механический подход (Анализ и синтез в представлении П.П.Глобы) возможен вероятно, на уровне обучения, приобретения базовых знаний, но не на уровне профессиональной работы, где важна импровизация и творческое осмысление и интуитивные поиски. В первом случае подход основан на Сатурне, во втором на Уране. Это собственно и есть еще одна сторона структурно-динамического метода. Итак детализация символических категорий по Сатурну возможна в литературе. Она необходима, но для создания базовых представлений в астрологии. Но подходить с этим инструментом к гороскопу можно только для препарирования. Но не для лечения. Здесь не возможно учесть и описать всех возможных ситуаций и их оттенков. Это напоминает подход к исследованию гороскопа в одном случае компьютером (пример описан выше) который способен к последовательному анализу возможных ситуаций, их корректному сложению и вычитанию, но чисто механическому. В другом случае в системе структурно-динамического метода предполагается знание базовых знаний, но для анализа гороскопа требуется нечто большее. Что же включает структурно динамический метод. Во первых, это не есть что-то новое. Но это выбрано как наиболее проверенный и удобный рабочий инструмент из всего существующего астрологии многообразия методов и подходов к анализу гороскопа. Выбрано на основе общих и принципиальных представлений автора и его личного опыта.

   Важным моментом СДМ является холистический подход к исследованию карты. Он подразумевает рассмотрение базовых категорий как фрагмент, составную часть целого гороскопа. И здесь важно найти характерный для каждой карты собственный специфический компромисс или баланс между общим и частным. Иначе, говоря определить тот предел формализации или детализации за которым уже происходит отрыв от целого и уже отдельный фрагмент т.е. частное, подменяет собой целое. В таком случае методика становится чисто аналитический и теряется синтетический момент исследования, т.е. собственно то, ради чего мы городили забор. Это достаточно тонкий момент в исследованиях и очень важно его понять (это теория) и прочувствовать (это уже практика). Итак важно соблюдение холистического принципа единства и целостности. Определение гармонии между анализом и синтезом гороскопа. Для каждого гороскопа она имеет свои особенности, пределы и уровни детализации и обобщения.

   Итак, в структурно-динамический метод входят базовые знания, то есть базовые знания астрологической символики, астрологических категорий. И собственно методика СДМ, которая позволяет используя эти знания заменить механических (лобовой) подход к гороскопу творческим логико-сенситивным (мыслительно-эмоциональным) исследованием. Методика СДМ включает две основные составляющие. Первая заключается в описании гороскопа т.е. составлении астрологической модели личности на основе известных символических категорий. Но иерархия при этом иная нежели при изложении структурного паттерна символических категорий. При анализе гороскопа структурные элементы в нем выявляются в соответствии с важностью тех или иных для данного конкретного гороскопа. В одном случае это могут быть стихии, в другом знаки, в третьем дома и т.д. Но обычно, в общем случае СДМ - это фигуры Джонса (в соответствии с этим в книге подобраны примеры) и аспектные конфигурации планет. Планеты являются энергетическими точками гороскопа, поэтому положение планет в карте и их аспектные отношения являются, как правило, приоритетными структурными элементами, которые следует рассматривать в первую очередь. Далее структурные элементы рассматриваются по мере убывания их значимости для данного конкретного гороскопа. Таким образом создается символическая астрологическая модель, на основе приложения общих базовых данных ("на все случаи жизни") конкретным астрологом на конкретный случай. Когда структурные элементы в символической модели (гороскопе) выделены и расположены по степени их значимости, не классической: диада, стихии, знаки и т.д. а в соответствии со значимостью в конкретной модели, то структурный этап завершен. Далее вторая, составляющая - динамическая. Она связана с порядком "включения" реальными транзитными планетами элементов символической структуры, начиная с главных и далее по мере убывания их значимости. Таким образом отслеживается круговерть, динамика физического и психического плана личности, закономерности в изменении индивидуального сознания (ощущения и оценки себя). Прежде всего рассматриваются динамика приоритетных для данного гороскопа структурных элементов. Они образуют общий алгоритм реализации личности в пределах тех сфер (ментальная, волевая и т.д.) которые задействованы в этих структурных элементах. Элементы второго порядка, т.е. менее значимые определяют те или иные изменения в пределах инварианта, определяемого приоритетными структурными элементами и т.д. Транзитные планеты при этом, рассматриваются в последовательности от более удаленных от Солнца, т.е. по степени сокращения периода обращения. Именно в этом направлении по холистической логике увеличивается избирательность в реализации планетарных принципов на событийном плане личности. Или другими словами транзиты высших планет сказываются в большей степени сходным образом на многих, а видимые планеты реализуются более конкретно с ориентацией на систему структурных элементов гороскопа отдельных людей. Транзитный аспект высшей планеты к натальной - это событие с большей степенью вероятности и значимости для личности, чем транзит видимых планет. Он происходит реже и остается в памяти дольше, так как определяет событие большого масштаба в жизни человека.

   Например, если важным структурным элементом в гороскопе является Большой тригон, то прежде всего транзитные планеты мажорными аспектами (в порядке значимости обычно: соединение, оппозиция, квадратура, трин, секстиль) включается одна (или несколько) вершин Большого тригона. Далее рассматривается динамика всего структурного элемента - Большого тригона. При этом учитывается сколько и каких планет его образуют. Вершины Большого тригона могут быть образованы одной или двумя и большим числом планет, находящихся в соединении. Такая вершина - это структурный элемент второго порядка (но может оказаться и первым, если, например, на вершине окажется стеллиум планет). Это элемент Большого тригона. Далее вершина Большого тригона находиться в знаке (это в данной цепочке уже структурный элемент третьего порядка), доме (четвертого порядка). Более тонкие моменты образуют следующие порядки и отражают частности, нюансы, полутона. В то время, как основные структурные элементы определяют в гороскопе главные, характерные черты. Вторичные структурные элементы следует рассматривать строго в контексте первичных по отношению к ним, т.е. соблюдая принцип структурной иерархии намеченный для данного гороскопа. Иначе говоря каждый последующий структурный элемент следует рассматривать как "слово" по отношению к предыдущему структурному элементу - "предложению" в контексте последнего. Применение СДМ к анализу гороскопа личности открывает возможности для глубоких творческих интуитивных и логических проникновений в суть гороскопа и составления адекватного алгоритма реализации личности.

   Наиболее трудоемким в этом процессе является "проведение" транзитных реальных планет через символические планеты образующие последовательную иерархию структурных элементов. Так при прогнозе динамики гороскопа на год рассматриваются изменения структурных элементов первого порядка в течение года в соответствии с аспектными взаимодействиями с реальными планетами. В пределах отмеченных событий анализируются изменения структурных элементов второго порядка, в их пределах - третьего и т.д. Суть привязки иерархии (приоритетности, значимости) структурных элементов к характеру гороскопа определяет возможность решения экзистенциальных проблем кверента. Это становится возможным только в рамках СДМ т.к. при этом основной астрологический инструментарий сориентирован (привязан) на конкретный индивидуальный гороскоп. Этот метод позволяет смотреть в корень проблем. Определять важность структурных элементов, которая соответствует важности духовных проблем или характеристик, динамике которых соответствует изменчивость событийного плана. Те или иные алгоритмы духовной реализации личности определяют и алгоритм событийной ее реализации. Отсюда следует корректность и оправданность применения СДМ в прогностической практике.

 

[Оглавление]

 

[Пишите мне]

[Главная страница сайта]

 

TopList