"Годы, люди и народы
Убегают навсегда
Как текучая вода
В гибком зеркале природы.
Звезды - невод, рыбы - мы
Боги - призраки у тьмы".

В. Ходасевич

Глава I

Об астрологии

   Наука ли астрология или что?. Или как говорят в научных кругах, есть ли место для астрологии в системе современных наук. Увы. И хотя получается, как в трамвае: сидят в основном молодые, на самом деле это совершенно не важно, ведь часто "в бой идут одни старики". Не признанная официальной современной наукой, астрология существует много веков т.е. гораздо дольше чем многие науки такие, как например, политэкономия социализма, научный коммунизм, марксистско-ленинская философия. Где теперь эти науки составлявшие обязательный для всех вузовских программ блок социально экономических дисциплин? Каковы их перспективы и роль в познании мира?. Так, что все это суета сегодняшнего дня. И то, что современная официальная наука шарахается от признания астрологии как черт от ладана, так это ее собственные проблемы. Даже психология (буквально - наука о душе) и психотерапия в их современных вариантах еще очень "зеленые" научные дисциплины, но уже косо посматривающие на седовласую астрологию. И главным образом, из-за того, что жестко придерживаются материалистических позиций. Забавно, в России, материалистическая наука - психология, о нематериальном объекте - душе!

   Но, астрология все же существует, а значит это кому-то нужно. И это главное.

   Попытаемся порассуждать на эту тему. Существует бесчисленное множество классификаций наук, начиная с известной из "Диалектики природы" классификации связанной, с так называемыми формами движения материи, и основанной на представлениях о том, что в мире существует только материя, а все остальное от лукавого. Эту классификацию добросовестно сохранили в концепции наукообразия до настоящего времени. В философии традиционной российской науки и теперь преобладает приоритет или первичность материи по отношению к сознанию. А так, как это позиция ортодоксальная, то все, что не с нами - то против нас. Отсюда этот забавный термин - лженаука! На самом деле можно предположить исходное равенство приоритетов материи и сознания (духа). Образуется диада в пределах которой развиваются все философские концепции и представления. Да и мир балансирует или танцует в череде постоянно происходящих процессов материализации духа и одухотворения материи.

   На самом деле, с точки зрения философии, любая творческая деятельность образована на диаде представляющей науку и искусство в своих крайних реализациях. Между ними существует целая гамма переходов и поэтому вряд ли стоило ломать копья представителям отдельных научных дисциплин, защищая их научный статус в критериях традиционной, официальной науки. Чем же в общих чертах отличается наука от искусства. Наука построена на строгих логических конструкциях и приоритетах. Эмоциональная составляющая присутствует в виде интуиции в фоновом варианте, как подспорье в работе. Искусство же наоборот основывается на эмоциональных критериях и здесь мышление участвует в творческом выражении обычно на вторых ролях. Таким образом наука в основном моделируется Меркурием и Сатурном, реже Ураном, искусство же связано с астрологической точки зрения прежде всего с Венерой, Луной, реже Нептуном. Но это достаточно общие позиции. И с изложенных представлений астрологию можно отнести к науке. Например структурно-динамический метод, основанный на единстве символического и реального, можно считать одним из методов в системе астрологического психоанализа и психотерапии. То есть, у астрологии есть своя методика, и свой объект исследований - это человек, физические, психические и духовные аспекты личности, их структура и динамика. С тем же успехом можно считать астрологию и искусством, так, как образы в астрологии построены в значительной степени на медитативной практике и эмоциональном восприятии. Многие образы в паттерне астрологических категорий неясные и нечеткие, но при этом они не становятся менее корректными с точки зрения астрологической парадигмы. Истина как правило где-то посередине, поэтому и астрология является если наукой, то скорее метанаукой, а если искусством, то метаискусством. В астрологическом мировосприятии во-первых, не отдается приоритет логическому или эмоциональному, иначе не ограничивается проявление одного из них в пользу другого. То, есть диада (по стихиям ВОЗДУХ - ВОДА см. раздел "Базовые символические категории") находится в состоянии гармонии, а не конфликта, как в случае официальной науки или в меньшей степени в искусстве.

   Во-вторых, хотя это главное, в астрологии также в гармонии находится диада, составляющая философскую основу астрологической парадигмы - это равновесие между духовным и материальным. В астрологии эти составляющие представлены на паритетных началах, иногда с легким, но никак не ортодоксальным, реверансом в сторону духовного. Это проявляется в том, что на основе духовных критериев, например, символических планет и т.д., связанных с деятельностью сознания создается структура гороскопа, позволяющая таким образом моделировать психофизические и духовные особенности личности. Динамика же отдельных структурных элементов гороскопа, и гороскопа в целом, связаны с орбитальным движением реальных т.е. сугубо материальных планет. Таким образом в структурно-динамическом методе исследования психофизических и духовных особенностей личности объединяются духовные и материальные начала и это следует признать более истинным и корректным способом познания человека во всей его полноте и единстве как внутреннем, так и с окружающем миром, нежели связанные с этим объектом исследования методы официальной науки, например, современной психологии и психотерапии. Но поскольку официальные науки финансируются государством (а точнее через государство нами с вами), то естественно и то, что многие их достижения связаны именно с подобной поддержкой. Успехи же астрологии, как науки не так впечатляющи, именно потому, что она не имеет государственной финансовой поддержки и разветвленной инфраструктуры включающей как высококвалифицированных специалистов и центров по их подготовке, так и научные институты и лаборатории оснащенные современной техникой и т.д. Но на это народна мудрость говорит, что шила в мешке не утаить.

   Рассмотрим как раньше воспринималась астрология, как наука или как лженаука и кто занимался астрологическими исследованиями на протяжении некоторых этапов ее развития. Итак, в современном российском естествознании астрология, представления о которой основаны на газетных публикациях и телевизионных шоу-прогнозах, признается исключительно как лженаука. И если астрологию понимать исходя из представлений о ней как об искусстве или лжеискусстве предсказания - это вполне оправдано. Тем более, что научные исследования если и ведутся в области астрологии, то частным, порой кустарным образом. Но все же астрология это совсем не то, что в газетных и телевизионных вариантах удовлетворяет жажду "халявного" знания судьбы, будущего. Это скорее заказная астрология. В прошлом, даже в недавнем, отношение к астрологии было иное. Конечно во многом представления древних о воздействии космо-земных связей на бытие человека были наивными, как собственно, в свое время и в любой науке или отрасли знания. Но в сущности их философские воззрения не только не устарели, но и приобрели новое звучание в нашу "ноосферную" эпоху. Так, нашими предками все поступки человека, его физическое и душевное здоровье принимались как в значительной мере следствие воздействия внешних факторов среды обитания. Еще в третьем тысячелетии до н.э. древнеегипетский мыслитель Трисмегист в трактате "Изумрудные скрижали" так изложил принцип космо-земных связей: "Все едино в этом мире. Что на Небе, то и на Земле; что внутри, то и снаружи; что справа, то и слева...". Это собственно принцип голограммы, когда в любом фрагменте целого представлена в полной мере, на основе подобия или симметрии, информация об этом целом.

   Признавая уникальность человеческого разума, древние отвергали идею антропоцентризма, столь характерную для западного и российского менталитета (см. "Энергия", Ё 8, 1992 г., статья "Глазами древних"). Духовный и физический мир человека рассматривался древними сквозь призму космо-земных или астрологических представлений. В то время астрология считалась наукой и часто ведущей, элитарной. Наукой считали астрологию древнегреческие математики и философы. Пифагор (ок. 530 - ок. 430 г.г. до н.э.) - знаменитый философ и ученый, религиозный и этический реформатор, влиятельный политик поддерживал идею "гармонии сфер" Гермеса Трисмегиста как основу всеобщей гармонии (см. Л.Я.Жмудь "Пифагор и его школа", 1990 г.). "Отец медицины" Гиппократ утверждал, что лечение не может быть успешным, пока врач не ознакомится с гороскопом больного. Самое время вспомнить здесь и русского терапевта С.П.Боткина: "Лечить следует не болезнь, а больного, точнее - его душу", что является близким к современности признанием наследия Эскулапа: "Болезнь тела - следствие болезни души". Основатель научной астрономии, астрологии и космологии древнегреческий ученый Клавдий Птолемей развивал идею о том, что "ритмы правят миром". В наше время астрологам известен его "Тетрабиблос" - фундаментальный труд по классической астрологии. Немецкий математик и астроном Региомонтан (Иоган Мюллер 1436 - 1476 г.г.) заложил основы учения о лунно-земных связях и разработал ряд разделов сферической тригонометрии для нужд астрономии и астрологии. Его система "домов" в астрологии используется и в настоящее время. Иоганн Кеплер известен не только как выдающийся математик, астроном, но и космолог, астролог, чьи научно разработанные прогнозы были удивительно точны (см. Ю.Медведев "Капитан звездного океана", 1972 г.). Не всем известно, что фундаментальные в астрономии законы Кеплера (который был очень близок и к открытию закона всемирного тяготения) - лишь "отходы производства" и кропотливых научных поисков принципов гармонизации мира, связанных с планетарной ритмикой и астрологией. Собственно астрология представляла собой синтез знаний о космо-земных связях. Кеплер определял астрологию не как науку о влиянии звезд на судьбу человека, а как науку исследующую параллели между ритмами космоса и человеческой жизнью (сегодня говорят о биоритмах, планетарной системе отсчета). То есть, по сути, И.Кеплер говорил о том, что сейчас называют биоритмологией на языке исследователей космо-земных связей. С именем известного языковеда и антрополога, филолога и физика Готфрида Вильгельма Лейбница, основателя и президента Бранденбургского (а с 1760 г. - Берлинского) научного общества, связано создание концепции метеорологической астрологии, изучающей влияние космических факторов на формирование климата на Земле, возможных природных катаклизмов.

   Практичный XIX век оказался трудным для науки о космо-земных связях, но с этим временем связано имя немецкого физика, психолога и философа Г.Фехнера, использовавшего системный подход из астрологии в "серьезной науке" в качестве принципа эмерджентности. Эмерджентность - свойства целого, обусловленные взаимодействием его компонентов.

   XX век с мощным развитием науки и производством оживил научную и практическую астрологию. Возросла значимость человеческого фактора. Появилась возможность навести мосты между естествознанием и астрологическими представлениями о мире и человеке. Знаменитый швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг (1875 - 1961 г.г.) ввел астрологию в практику психоанализа. Французы Франсуа и Мишель Гоклены (по специальности психолог и статистик) поставили науку о космо-земных связях на статистическую основу, уточнив ее статус вероятностной науки и создав возможность определять степень достоверности астрологических прогнозов. Американский математик Д.Эдди (1920 - 1982 г.г.) создал теорию гармонии космических циклов и заложил основы научно-экспериментального изучения космических ритмов.

   В середине 60-х годов нашего столетия доктор Харлан Т. Стетсон из Массачусетского технологического института заявил на конгрессе Энергетического общества в Нью-Йорке: "Если взаимосвязь между космическими факторами и земными процессами не является простым совпадением..., их исследование может положить начало новым наукам - соляристике и лунаристике, которые можно считать современной научной версией средневековой астрологии. С их помощью можно будет научно обоснованно предсказывать и экономические циклы, и приближение землетрясений, и многие другие явления на Земле".

   Основанная более полувека назад Вольфгангом Ангеймейером экономическая астрология накопила богатый опыт в прогнозе особенностей коньюктуры на мировом рынке. Кстати В.Ангеймейер совершенно точно предсказал биржевой крах 1987 г. и экономический кризис 1989 г.

   Выдающийся русский профессор А.Л.Чижевский (1897 - 1964 г.г.) создал гелиобиологию - науку о солнечно-земных связях. Всю жизнь, из которой он почти 20 лет провел в сталинских лагерях, ему приходилось отбиваться от обвинений в мракобесии (чего не приходилось делать признанному официальной наукой "народному" академику Т.Д.Лысенко, кстати, у нас в астрологии А.В.Зараев тоже "народный" академик - см. Астрологический календарь - 1996 г. Это символично. И пишется здесь не из зависти, а чтобы и народ тоже знал...). Работы А.Л.Чижевского вносят научную обоснованность во многие категории современной астрологии, практически подтверждают существования солнечно-земных связей в широком диапазоне природных и даже социальных явлений. Выявив главное звено связей между биосферой Земли и космосом А.Л.Чижевский разработал методологию экспериментальных исследований этих связей и доказал, что для жизни на Земле важна не только постоянно излучаемая Солнцем энергия, но и периодически возникающие изменения солнечной активности которые ученый связывал с цикличным движением планет по орбитам. На огромном фактическом материале (см. "Земное эхо солнечных бурь", 1976 г.; Физические факторы исторического процесса, 1924 г.) он выявил связь в периодически возникающих вспышках эпидемий, пандемий, эпизоотий с возмущениями физических факторов внешней ("космо-теллурической") среды. А.Л.Чижевский обнаружил, что колебания интенсивности самых разнообразных процессов на нашей планете синхронны, что на динамике природных событий, на всех уровнях организации природы сказывается воздействие Солнца. Напомним, что астрология связывает с положением Солнца в Зодиаке те или иные особенности в физической, психической и духовной сферах человека.

   В 1927 - 1928 г.г. "Русско-немецкий медицинский журнал", редактируемый Н.А.Семашко (первый министр здравоохранения в Советской России) публикует цикл статей А.Л.Чижевского. В них автор убедительно доказал, что многие функциональные и органические нарушения в жизнедеятельности и развитии биосистем всех уровней (от отдельных организмов до целых сообществ) - следствие возмущений во внешней среде, источником которых являются Солнце и космос. Гением А.Л.Чижевского были сплетены воедино такие разнородные науки, как общая биология, физиология, медицина с одной стороны, так и геофизика, метеорология, астрономия с другой. Поэтому работы Чижевского и были признаны такими всемирно известными учеными как К.Э.Циолковский, Н.Н.Лазарев, В.М.Бехтерев и многими другими. Под влиянием идей А.Л.Чижевского в последние 30 лет получили новый импульс развития смежные с астрологией науки: биоритмология, селенобиология, космобиология. Возвращается из забвения и агроритмобиология, основы которой были заложены еще сподвижником Петра I Яковом Брюсом, составившим знаменитый сельскохозяйственный "Брюсов календарь" которым в России пользовались до начала коллективизации. А далее - "прошла весна, настало лето - спасибо партии за это!".

   Таким образом интерес к астрологии и непосредственные исследования в этой области связаны с именами известными теперь всему миру. Астрология в прошлом почиталась за науку. Что же удивляться по поводу того, что астрология не получает признания у современных ученых и "народных" академиков, известных по большей части только друг другу. Теперь астрология - это лженаука, а ученые ранее занимавшиеся астрологическими изысканиями теперь...?! Но так считают, главным образом, те, кто создавал и развивал такие серьезные науки как исторический и диалектический материализм, политическая экономика социализма, научный коммунизм и другие славные дисциплины. Поэтому должно пройти время и астрология займет достойное место в таких, прежде всего, областях науки как психология и медицина. Ей уступят место в трамвае, это неизбежно, хотя и "яичко хорошо к христову дню, а ложка к обеду".

   Автору достаточно часто приходилось беседовать об астрологии со многими учеными, имеющими высокий статус в современной науке. Когда они выражали сомнение относительно научной основы в астрологии, достаточно было спросить их о том, какое сейчас время года. А когда следовал ответ, поинтересоваться какое же будет затем. Что интересно, никто не ошибся в ответе. На это только оставалось заметить, что собеседник, вероятно является астрологом, так как предвидит будущее, ведь время года еще не наступило, а он уже знает наперед какое это будет время года и, значит, может предсказывать будущее. А это общий принцип астрологии. Только в порядке который существует в цикличности времен года можно убедиться на протяжении нескольких лет. Время, в течение которого отбирались корректные астрологические критерии, категории составляет несколько тысячелетий и продолжается в настоящее время. Так, что хотя астрологии как науки вроде бы и нет, но зато все мы в разной степени астрологи или... лжеученые.

   На взгляд автора астрология это система мировосприятия которая включает в себя в полноте и единстве как научные методы основанные на логических конструкциях (по Меркурию и Сатурну), так и методы из сферы искусства, например создание психологических образов на основе воображения и медитативных практик (по Луне и Венере). Т.е. астрология включает в себя эмоциональный (интуитивный) аспект в большей степени чем многие современные науки и ментальный аспект в большей степени чем многие виды искусства. Этим обеспечивается ее объективная составляющая.

   Астрология - это одновременно образ жизни и способ субъективного познания мира. Поэтому сколько субъектов, изучающих астрологию, столько и астрологий. А их хоть и меньше чем звезд на небе, но тоже не мало. Каждый почему-то воспринимает мир по-своему, как его не корми. Судит со своей уцелевшей колокольни. На одно и тоже многие смотрят по-разному и о вкусах обычно не спорят. Общими для всех являются только базовые категории, и то имеющие в сознании каждого свои, в тои или иной мере, отличные от других оттенки (знаков, планет и т.д.). Это например, как если кому-то говорят, что он дурак, то хотя и чувствуют все примерно одно и тоже, мотивация же у всех разная и многое под этим подразумевается, но каждым свое, "сокровенное". И здесь вполне оправдано переиначенное житейское выражение: "Скажите мне, что вы думаете об астрологии и я скажу вам все остальное". Ведь как известно, яблочко от яблоньки падает не далеко.

   К сказанному следует видимо добавить некоторые философско-этические и моральные соображения, которые следуют из астрологической парадигмы. В астрологии важно познавать себя, ибо только через себя можно познать других, а уже через других себя и т.д. И конечно нужно определиться (как в сказках, помните в детстве, просто и доходчиво) в представлениях о добре и зле. Добро - им, зло - себе. Вот такая позиция (или установка, хотя этот термин некоторые психотерапевты сделали исключительно телевизионным). Ибо "То, что спрятал - то пропало; то, что отдал - то твое". Прячьте зло от других. Отдавайте добро, оно же и вернется. А "скупой платит дважды", а то и больше. Известный в астрологии термин "проработка" - это и есть выбор отношения к добру и злу. Принятие определенной позиции, которая воспринимается совестью и становится фильтром между внешним и внутренним. И это тесно связано с представлениями о карме. Собственно, карма - это следствие болезни души (которую неизлечила наука психотерапия и которая, быть может, является национальной болезнью русского народа). Если выбор относительно добра и зла сделан, то совесть уже не дает душе жить спокойно. Она оценивает с выбранной позиции добра и зла, действия, поступки, мысли и чувства человека. Совесть изменяет его состояние и психическое, и физическое, и духовное, а следовательно и поступки и дела, и часто всю жизнь и судьбу. Так, что кармические ситуации реализуются через совесть, через систему установленных личностью приоритетов, внутренних законов, традиций, привычек.

   Жизнь - это то, что мы о ней думаем. Это в значительной степени так. Мыслим и чувствуем в диапазоне негативной энергетики, значит со временем сформируем в себе устойчивые негативные комплексы. Ведь многие, зная, что поступают плохо (выбор-то сделан и что такое хорошо и что такое плохо, так или иначе, известно каждому), но могут "договориться" со своей совестью, найти оправдания своим мыслям и поступкам, а значит провести негативные события внутрь, минуя фильтры совести в сферу бессознательного. Происходит вытеснение. Но в этом случае они уже не осознаются нами и не контролируются. Они проявляются в словах (даже если эти слова добрые, мы чувствуем по интонации их фальшь, чувствуем, что за ними кроется совсем другое), они написаны на лицах, проявляются в жестах, их излучают глаза. Ну и конечно, вытесненные мысли и чувства самопроизвольно реализуются в поступках. Отсюда вспышки гнева и т.д. И вокруг человека формируется и распространяется аура, атмосфера негативного, имиджа зла. Эти комплексы изменяют психическое и физическое состояние человека, смещают и установки совести, внутренние моральные и этические фильтры в низшие негативные сферы. Критерии поступков снижаются, теряют свою духовность и человечность, становятся более материальными и менее возвышенными. И человек выходит из сферы кармических связей ("вниз"). Она охватывает людей по основному критерию совести, если ее нет, то это либо еще не человек (это совершенно не значит, что он ребенок), либо уже не человек. Известно, что человек, откровенно раскаивающийся в своих мыслях, чувствах и поступках способен этим раскаянием изменить свое состояние, укрепить позитивные критерии на добро. Он возвращается в сферу кармического взаимодействия, которая по сути является нашей нянькой в моральной и этической сферах межличностного общения. Если, что не так - получите по попке, все логично. Иногда больно, но помогает научиться отношению к другим и к себе. Но, кому-то, по своей воле или по необходимости приходится быть беспризорником в этой жизни. И это тоже неизбежно.

   Формируя постепенно устойчивые комплексы, ориентированные на добро, человек окружает себя аурой доброты, тепла и света. И это также проявляется во всем: в мыслях, в чувствах, поступках. Видно, что скорее вы дождетесь конца света, чем подлости от такого человека. Он не сможет совершить плохого, у него на это наложено жесткое табу его же совестью, им самим. И такой человек, также выходит из области кармы ("вверх"). Это уже не человек в обычном понимании, это скорее святой, или тоже самое - посвященный. Большинство же из нас находится в сфере действия кармических законов. Прявление их отмечено давно, во всех областях жизни (в механике, например - это третий закон Ньютона и т.д.) и основано на принципе прямых и обратных причинно-следственных связей. Что посеешь, то и пожнешь.

   Тот, кто делает добро другому, делает и прежде всего добро самому себе. Так как осознание (через совесть) содеянного добра, дает уже большую радость, позволяет человеку жить с высоким духовным тонусом. Это дает ему ключ к магической культуре бытия и сознания. Изменяет психическое и физическое (настроение, самочувствие и здоровье) состояния человека. Зло производит обратный эффект.

   Астрологический психоанализ позволяет разобраться конкретно в себе, уточнить особенности характера, выяснить причины тех или иных мыслей и чувств. Увидеть в себе доброе и злое во всем разнообразии и оттенках их проявления. Сделать выбор в своем отношении к ним. Если выбор сделан верно, т.е. сориентирован на добро, то рано или поздно это приведет к гармонии и счастью. Но это не в миг, придется делать усилия над собой, чтобы поступать в соответствии с этим выбором. От чего то отказываться в пользу других, в чем-то, может быть, себя ограничивать. Но духовное счастье глубже материального и прочнее. Собственно любовь к другим, вера в успех и надежда на лучшее с древних пор считается универсальным лекарством, естественным элексиром жизни, психического и физического здоровья, а также представляет собой основу астрологической психотерапии духовных экзистенциальных проблем. Так, что вы не будете жалеть о сделанном выборе, если у вас хватит сил следовать ему во всем. Если же выбор еще не сделан, или сделан неудачно, скажем так, то это - суета, неудовлетворенность, возможно болезни. Радости от материального обладания и только. Но кому-то, может быть, и этого достаточно. Кесарю - кесарево, а слесарю - ...

   Добро проявляется в трех основных жизненных ипостасях: в вере, в надежде и в любви. Это триединство доброты. Для зла все наоборот. Наш мир построен на противоречиях, в нем было, есть и будет добро и зло. Значение этих слов несколько меняется со временем и в разных народах, но тем не менее зло остается злом, а добро - добром. И это не зависит от того, что то, что для кого-то хорошо, то для другого - плохо. Это уже прикладные, субъективные оценки. Добро и зло - это же объективные нравственные архетипы. Так, что за вами выбор, дорогие россияне!

 

[Оглавление]

 

[Пишите мне]

[Главная страница сайта]

 

TopList