Мудрость, может быть начинается с того,
что причины своих бед
человек начинает искать в себе,
а не в других.

 

Предисловие

   Человек, Общество и Природа образуют единство мира в котором все познается в сравнении. Существуют две основные традиции с символическими структурами которых много веков соизмеряются особенности психологии и физиологии человека, его характер и судьба. Чаще всего человек познается через природные категории - стихии (огонь, воздух, вода и земля в западной традиции; огонь, вода, земля, металл, дерево - в восточной традиции), знаки Зодиака (символически отождествляемые, в основном, с различными животными) или другие символические категории - планеты, аспекты (или, например, в символике друидов человек сравнивается и узнается при сопоставлении его, в соответствии с датой рождения, с определенными растениями). В образе этих символических традиций, как в зеркале, отражаются различные качества человека, его характер и судьба.

   В астрологическом символизме за основу познания человека принимается дата его рождения и в соответствие с ней, определенная планетарная структура, модель или образ. Образующие модель символические планеты отождествляются с некоторыми функциями. Например, Солнце отождествляется с творческим начся с некоторыми функциями. Например, Солнце отождествляется с творческим началом в человеке, его реальным центром, основой. Это высшее "Я" человека, его индивидуальность, сущность, дух. Луна - отражает функцию личности адаптирующую ее к окружающему миру, позволяющую поддерживать существование в нем и управляющую поведением. Меркурий отражает способность к информационному обмену и классификации информации. Венера символизирует способность внутренней оценки и выбора и формирования обратных связей на основе критерия " нравится - не нравится". Марс связывается с волевой функцией реализации внутренних импульсов или реакции на внешние раздражители. Юпитер - отражает функцию ориентации (внешнего выбора), позволяющую организовать каждое действие в единую целенаправленную деятельность направленную на достижение социального успеха и благополучия. Сатурн отождествляется с функцией сохранения формы, структуры внутренних принципов (привычек, традиций) и стабилизации и т.д.

   Символические планеты образуют символическую структуру человека - гороскоп. В процессе движение реальных планет по небесной сфере, они (время от времени) образуют определенные аспекты с символическими планетами гороскопа тем самым инициируя и активизируя проявление тех или иных функций соответствующих символическим планетам. Так, в кукольном театре приводятся в действие персонажи, или извлекаются те или иные звуки при помощи музыкальных инструментов. Таким образом, реальные планеты взаимодействуя с символическими "оживляют" гороскоп, и он, как только что родившийся ребенок, начинает "дышать". "Дыхание" человека, его состояние и настроение соответствует "дыханию" и состоянию его гороскопа и управляется через гороскоп (символический образ) реальными планетами. На основе известных законов движения реальных планет в астрологии определяется характер их взаимодействия с символическими планетами гороскопа и прогнозируются изменения в настроении, поступках и судьбе человека.

   Из астрологических традиций наиболее популярны две: восточная и западная. В западной культуре с ее прагматизмом и индивидуализмом астрология ориентирована прежде всего на личность, индивидуальность. Основа представлений в западной астрологии связана с Солнцем символизирующим суть, основу личности. Поэтому положение Солнца в зодиакальном круге на дату рождения представляется существенным элементом в астрологических построениях и прогнозах. Солнце в кажущемся движении по небесной сфере совершает полный оборот за год, находясь примерно месяц в каждом зодиакальном знаке. В восточной культуре с ее ориентацией на общественные, социальные ценности и традиции основу астрологического моделирования представляет Юпитер символизирующий выбор человека связанный с учетом социальных представлений о благополучии. Полный оборот Юпитера вокруг Солнца составляет около 12 лет и значит в каждом знаке восточного Зодиака эта планета находится около года. Таким образом западная астрология более индивидуальна, а восточная более социальна в своих начальных постулатах. И динамику состояний ума, чувств (т.е. души) и тела человека восточная и западная традиции рассматривают в разных масштабах времени, под разными временными углами. Россия, условно находится где-то посередине между Востоком и Западом (не только территориально) поэтому для нее в разной степени актуальны обе традиции, оба взгляда на себя. Однако, представленные в данном "Введении..." темы рассматриваются только с позиций западной астрологической традиции.

   Автор проводит исследовательскую и практическую работу в астрологии с 1989 года. Принимал участие в работе I Международного астрологического конгресса, организованного "Омега-центром" в Москве, в ежегодных Всесоюзных конференциях в Паланге. Участвовал в создании Академии Астрологии и в ее работе в качестве проректора и члена научно-методического совета. На протяжении ряда лет сотрудничал с редакциями "Российского астрологического журнала", "Домашнего астролога", научно-популярного бюллетеня "Астролог" и журнала "Астрология". Предлагаемая читателям книга является кратким изложением результатов критического обзора и анализа доступного литературного материала, а также личного опыта автора в сфере астрологических методов исследования личности.

   Появление изрядного количества и многоплановой по направленности и уровню представленных знаний литературы по различным астрологическим дисциплинам требует их определенного осмысления, для обретения ясности и понимания главного и второстепенного, реального и предполагаемого в астрологическом литературном многообразии. В такой ситуации процесс создания собственных, индивидуальных систематизированных представлений на тот или иной объект (личность, общество и т.д.) в сфере астрологических исследований значительно осложняется. Одной из задач данной книги является изложение материала, способствующего личностной ориентации в сфере астрологического информационного пространства, на основе создания индивидуальных методик исследования гороскопа по аналогии с представленным шаблоном, базовой моделью - структурно-динамическим анализом. Или другими словами, в пределах базовых символических категорий на которых основана методика структурно-динамического анализа, необходимы и достаточны индивидуальные трансформации образов символических категорий в соответствии с личными симпатиями, предпочтениями и особенностями. В тоже время необходима коррекция индивидуальных представлений с общей концепцией астрологической парадигмы. В соответствие с этим, автор излагает наиболее общие, принципиальные логически обоснованные соображения или систему по созданию системы индивидуальных астрологических представлений.

   Автор не претендует на полноту изложения, именно поэтому книга представляет собой вводный курс который отражает начальный этап аналитического обобщения в астрологической теории и методах астрологических исследований, известных как из литературных источников так и действующих в Москве астрологических центров, школ и направлений. Следует, вероятно, в кратком изложении, рассмотреть основные астрологические структуры и связанные с ними особенности в астрологическом информационном пространстве Москвы.

   1.Академия Астрологии. Первое в России высшее учебное заведение, имеющее статус общественной организации. Ректор Академии известный в России и за рубежом астролог М.Б.Левин. В Академии, осуществившей к настоящему времени несколько выпусков, разработана комплексная программа в соответствии с которой проводится полный курс обучения астрологии рассчитанный по продолжительности на четыре года. С Академией Астрологии связаны такие известные в российской астрологии имена как: Величко Ф.К., Митяева Т.М., Израитель Б.З., Айзин С.М. (автор наиболее аргументированной и корректной, на наш взгляд, методики ректификации гороскопа) и другие. В Академии развиваются, в основном, традиции западно-европейской астрологии. Академией издаются методические пособия и научные сборники, однако преобладающим в обучении является очная форма передача знаний - "от сердца к сердцу".

   2.Центр астрологических исследований и Высшая школа классической астрологии. ЦАИ (директор - Страчук Н.К.), в настоящее время, наиболее представительное в России издательская организация, специализирующаяся на выпуске переводной зарубежной и отечественной астрологической литературы. При ЦАИ, существует Высшая школа классической астрологии (руководитель - Кашенина Е.К.) являющаяся наиболее массовым астрологическим учебным заведением в России. Основная форма обучения - заочная.

   3.Институт практической астрологии (Директор - Курапов С.И.) Специализируется в области компьютерных технологий, создании астрологических компьютерных программ из пакета которых наиболее известны "Личный астролог" и "Uranus". В институте осуществляется программа научных исследований основанная на использовании астрологических методов в решении прикладных задач.

   4."Омега-центр" (Руководитель - Ассадулина Ф.). Имеет серьезный опыт в проведении семинаров, конференций и конгрессов международного уровня. Структура имеет высокий потенциал в сфере организации и координации мероприятий, связанных с представительством различных школ и направлений в астрологии. Однако этот потенциал реализуется эпизодически. "Омега-центр" проводит также профессиональную сертификацию астрологов.

   5.Школа Зараева А.В. Развития выше уровня базовых знаний, передаваемых в виде интересных и часто, серьезных лекций, не получила. В настоящее время ориентирована на информационно-массовую деятельность связанную с выпуском, ставших традиционными, астрологических календарей.

   6.Школа Глобы П.П. Связана с авестийской традицией и основана на солидном литературном фундаменте созданном руководителем школы. Школа имеет сильные позиции в современной астрологии, однако, на наш взгляд излишне ортодоксальные. Система базовых представлений, вполне оправдано, получила широкое развитие (см. работы П.П.Глобы ), но формализация детальных астрологических категорий (регламентация положения планет в градусах и т.д.) создает (по Сатурну) сложную систему возможных вариантов синтезировать которые в отдельном гороскопе логически не всегда возможно. Интерпретация же на основе привлечения глубокой интуиции (по Урану) осложнена подробной формализацией астрологических показателей. Подобное противоречие требует, вероятно, определенной теоретической и методической коррекции в концептуальной позиции авестийской школы.

   7.Школа А.Подводного. Это одно из перспективных в методическом аспекте направление в астрологии. В системе представлений этой школы, в отличии от авестийской, приоритет в создании символических образов астрологических категорий отдается интуиции при высоком уровне логической аргументации. Рассматриваемый в книге структурно-динамический метод связан с созданием индивидуальных интуитивных образов в пределах определенного логического инварианта, что позволяет считать позиции А.Подводного, в методическом плане, архетипическими по отношению к представлениям автора.

   Следует отметить, что "школа" в данном случае понятие не формальное. Под ним подразумевается читательская аудитория разделяющая взгляды А.Подводного. Выражая искреннее уважение к творческому наследию этого автора, следует, тем не менее отметить, что в этом весьма интересном направлении, к сожалению, отсутствует передача знаний в очной форме, "от сердца к сердцу". Словесная же форма изложения только частично, в той или иной степени ограниченно, отражает астрологическую информацию. Даже если она передается профессионально и доходчиво, она передается не вся, не в полном объеме.

   8.Редакция научно-популярного бюллетеня "Астролог" и журнала "Астрология". Издает единственное в России периодическое издание (газета "Астролог" выходит один раз в месяц с 1991 года) в котором публикуются как переводные статьи, так и статьи российских астрологов, представляющих различные школы и направления, что позволяет признать это издание объективным отражением состояния и развития астрологии в России. Редакция также издает литературу по астрологии, проводит обучение в очной и заочной формах.

   Деятельность рассмотренных структур, школ и направлений в настоящее время не координируется, что конечно не способствует укреплению социальных позиций как самих астрологических организаций, в частности в сферах официальной науки и искусства. Вероятно, со временем появится организация с которой будет связано объединение различных школ и направлений в реализации мероприятий направленных на достижение социальной реабилитации астрологии - признанной науки в прошлом, и доказательство несостоятельности провозглашенной официальной наукой лженаучного статуса астрологии в настоящем. Данную книгу, представляющую астрологический структурно-динамический метод в системе психологического анализа, можно рассматривать как постановочную в отношении решения указанной проблемы. И официальная реабилитация и признание астрологии научной дисциплиной не менее важно для астрологии, чем для развития общей концепции познания мира в рамках официальной науки.

   Автор выражает искреннюю признательность Левину М.Б. и Митяевой Т.М., открывших ему через мир звезд возможности изучения человеческой души. Автор также благодарен Бариеву И.К. за помощь, оказанную в подготовке рукописи к печати.

 

[Оглавление]

 

[Пишите мне]

[Главная страница сайта]

 

TopList